Конспект занятия по экологии в средней группе «Улитка. Конспект занятия по экологии в средней группе детского сада на тему: Осень Экологическое занятие для детей средней группы

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей
В гостях у волшебницы воды.

Средней группы.

Цель:
дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Задачи.
Обучающие:
-закреплять знания детей о пользе воды для всего живого на земле,
— познакомить с круговоротом воды в природе,

Развивающие:
— развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речь,
— развивать навыки проведения опытов, соблюдая необходимые меры безопасности,

Воспитательные:
— формировать умение работать в коллективе,
— воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа.

Наблюдения за разными состояниями воды, отгадывание загадок о явлениях природы, чтение художественной литературы, оформление выставок детских работ по теме занятия, знакомство с глобусом, показ презентации «Очистка воды» и др.

Оборудование: конверт с заданиями, для проведения опыта на каждого ребёнка по два стакана, бумажная воронка, кусочек ваты, уголь активированный, грязная вода, аудио запись голоса Воды, шум воды, мультимедийный проектор.

Ход занятия:

И здороваются с гостями.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому узнаете, если отгадаете загадку:
Живою может быть и мёртвой,
И жидкою и очень твёрдой.
Таиться может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться. (Вода)

Воспитатель: Да это вода. Вот сегодня мы и отправимся в царство, где живёт Волшебница Вода. Вода окружает нас повсюду.
-Где мы можем встретить воду?
-Кому нужна вода?
-Для чего нужна вода?

Воспитатель: Вода нужна всем живым существам. Без воды нет жизни на земле.

И так, мы отправляемся в путь. Закроем глаза, а волшебные звуки перенесут нас в царство воды. (Звучит музыка и звуки моря).

Открывайте глаза. Вот мы и на месте. (На фоне шума моря раздаётся голос Волшебницы воды).

Чтобы , а моих жителей от вымирания, я организовала клуб друзей воды. Я уверена, что вы тоже можете стать моими друзьями, но с условием, если вы выполните мои задания. Их вы найдёте в синем конверте. До скорой встречи.

Воспитатель: Вы хотите стать друзьями Воды? Тогда откроем конверт. (Открывают). Чтобы стать друзьями Воды нам надо выполнить три задания.

Задание №1.

Нужно ответить на вопросы:
-Что происходит с водой в очень жаркую погоду?
-Куда поднимается пар?
-Что помогает воде испаряться?
-Как появляются лужи?
-Откуда берётся дождь?

Ребята, посмотрите, что получается (слайд-изображение схемы круговорота воды).
Солнышко своими горячими лучами нагревает воду в луже и вода превращается в пар.
Пар поднимается вверх в тучу.

Поднялся ветерок, полетела наша туча по небу и пролилась дождём. На земле появилась большая лужа. После дождика вновь выглянуло солнышко и вода из лужи стала испаряться.

Наша вода всё время ходит по кругу. То поднимается вверх, то опускается в низ. Это явление так и называется «круговорот воды в природе».

Чтобы лучше это запомнить, мы сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Круговорот воды».

Динамическая пауза «Круговорот воды».

Задание №2.

Проведение опыта « Очистка воды»

Воспитатель:- Что делают люди, чтобы грязная вода не попадала в реки? (Строят очистительные станции).
– А как мы можем очистить воду?
Вот грязная вода. Что надо сделать, чтобы она стала чистой?
Дети рассказывают.

Воспитатель: У Волшебницы Воды есть экспериментальная лаборатория, давайте туда пройдём.
Дети проходят за столы и проводят опыт по очистке воды. (Звучит музыка).

Задание №3.

Отгадайте загадки.
Воспитатель: Вода умеет принимать разные формы. Она, то дождь, то снег, то мягкое облако. Дети отгадывают загадки о разных превращениях воды. Если дети отгадали правильно, то на слайде появляется картинка-отгадка.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и справились со всеми заданиями.

Ребята, скоро будет День Воды, а давайте поздравим Волшебницу Воду с праздником, украсим для неё поздравительную открытку.

Дети встают вокруг стола, где лежит большая открытка. Из готовых элементов создают узор и наклеивают его на бумаге.
Готовую открытку ставят на видное место.

Раздаётся голос Воды: Молодцы, ребята! Спасибо вам. Вы с честью прошли все испытания. Я рада принять вас в ряды моих друзей, а вот и награда за ваши труды. Раздаётся шум воды и на «берегу» появляется подарок – поднос, где лежат медали «Друг Воды» и стаканчики . Дети надевают медали и угощаются вкусной водой.
Под звуки волшебной музыки дети возвращаются в сад.

Воспитатель: — Где мы побывали? (В царстве Волшебницы Воды).
— Как называется явление, с которым мы сегодня познакомились? (Круговорот воды в природе).
– Кому понравилось занятие – поставьте цветок в вазу, а кому не понравилось – оставьте на подносе.

Вот какой большой и красивый букет у нас получился. Большое вам спасибо за работу.
Дети прощаются с гостями и уходят на прогулку.

Название:

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МК ДОУ ОВ ДС №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по познавательно-речевому направлению
Месторасположение: пгт Опарино, Опаринского района Кировской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»

Конспект занятия по экологии в средней

группе

« Улитка »

Воспитатель:

Перевозчикова Альбина Акрамовна

Г. Нижневартовск

Улитка, улитка, выпусти рога! (занятие-модель для детей от пяти лет)

Часть первая. Вводная беседа

Педагог подводит детей к сухому аквариуму, в котором живут улитки рода ахатина.
    Знаете ли вы, как называются эти животные? Встречали ли вы улиток где-нибудь еще? Что у них общего с улитками, живущими в аквариуме? Какой стишок-закличку обычно говорят, обнаружив улитку? Может ли улитка выполнить просьбу детей, которые просят ее "высунуть рога"?

Часть вторая. Наблюдения за улиткой

Педагог выслушивает ответы детей и их комментарии, а потом сообщает, что улитка, к сожалению, не может высунуть рога из раковины, несмотря на обещания всевозможных вкусностей в виде пирога. Не может по двум причинам: во-первых, она не любит пирогов, а во-вторых, у нее нет никаких рогов. То, что обычно называют улиткиными рожками, на самом деле вовсе не рожки, а глаза на стебельках - очень удобные. Как ведут себя дети, чтобы посмотреть по сторонам? Поворачивают голову. Голова поворачивается за счет того, что "сидит" на шее. А у улитки шеи нет. Зато у нее есть стебельки, которыми она может вращать и смотреть во все стороны. Затем педагог предлагает детям получше разглядеть улитку, достает ее из аквариума и сажает на кусочек толстого стекла или плексигласа. Если в помещении достаточно тепло, улитка раскроется. Чтобы стимулировать ее активное поведение, можно натереть стекло кусочком огурца. Дети наблюдают за улиткой, а педагог рассказывает о животном. Ученые называют улиток моллюсками. Улитка ахатина - брюхоногий моллюск: его "брюшко" одновременно является ногой. Сколько ног у детей? У кошки? У собаки? А вот у моллюска-улитки только одна нога. Но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается. Педагог поднимает кусочек плексигласа с улиткой вверх так, чтобы дети могли понаблюдать за движениями животного снизу. В этом положении хорошо наблюдать сокращения мусклистой ноги моллюска и принцип его передвижения. Во время передвижения улитка выделяет слизь: слизистые дорожки видны на поверхности стекла. Слизь - это своеобразная смазка. Чтобы мотор в машине работал исправно, шофер обязательно наливает в специальный бачок масло - смазывать трущиеся детали. Маслом смазывают педали велосипеда, чтобы они хорошо крутились. Вот и моллюску необходима слизь-смазка для того, чтобы предохранить себя от высыхания, а свою единственную ногу - от повреждений. Педагог раздает детям небольшие кусочки коры и предлагает провести по ним ладошкой. Что ощущают дети? Легко ли ладони скользить по шершавой поверхности? Трудно. Можно и кожу ободрать. А у моллюска кожа нежная. Благодаря защитному слою слизи улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры дерева. Даже мелкие колючки ей не страшны. Иногда улитка начинает собирать с поверхности кусочки огурца. В этом случае дети могут обнаружить ее ротик и понаблюдать за тем, как она ест. Эта улитка питается растительной пищей. Любимое ее лакомство - нежные листья салата. А в природных условиях она может объедать листья деревьев и кустарников. Казалось бы, чтобы питаться листвой, нужны крепкие зубы. Но у улитки зубов нет. По крайней мере таких зубов, как у детей. Улитка скребет листья с помощью специального устройства - терки. Терка, перетирающая пищу, располагается прямо на языке.

Часть третья. Работа с картинками

Педагог предлагает детям рассмотреть несколько картинок и разделить их на две группы: на одних картинках художник изобразил улитку правильно - такой, какой она является в действительности; на других картинках улитка нарисована с шутливыми ошибками (улитка изображена с глазами на голове, с носом, ртом и даже с зубами; улитка выглядывает из домика-раковины, в котором есть окошко и печная труба).

В чем ошибся художник?

Дети должны отыскать картинки с ошибками и объяснить, почему изображение улитки на картинках считается неправильным.

Часть четвертая. Раковина-домик. Тактильное знакомство с улиткой

Педагог обращает внимание детей на изображение раковины улитки в виде домика с трубой и с окошком. Чем, на их взгляд, отличается раковина от домика? Раковина действительно защищает улитку от непрошеных гостей, и она может укрыться в ней полностью. Есть такие улитки, раковины которых даже закрываются специальными крышечками. Но, в отличие от человека, улитка не может сегодня жить в одном домике, а завтра переехать в другой. Раковина - неотъемлемая часть ее тела. Крошечная новорожденная улитка рождается сразу с раковиной и не меняет ее в течение всей жизни. Раковина растет вместе с улиткой, улитка - вместе с раковиной. Нам видна только наружная часть тела улитки. Все остальное скрыто в раковине. У улиток ахатина раковина закручена спиралью. И часть тела улитки внутри раковины также скручена. Педагог предлагает детям осторожно потрогать раковину улитки: она мягкая или твердая? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая? Раковина твердая. Кроме защитной функции, раковина играет роль опоры. (Для тактильного исследования можно использовать и коллекцию раковин неживых моллюсков. Однако будет правильно, если педагог позволит детям осторожно прикоснуться и к живой улитке.) Пусть дети ощупают себя. Они легко обнаружат, что внутри них прячутся кости - много костей, составляющих скелет человека. Главная опорная ось скелета называется позвоночником. А у моллюсков такого позвоночника нет. Они - беспозвоночные. Зато у них есть раковина, которая служит им вместо костей. Затем педагог достает из аквариума нескольких улиток и предлагает желающим осторожно взять их в руки. Как улитки себя при этом ведут? Прячутся в раковину. Почему? На всякий случай, если вмешательство в их жизнь окажется враждебным. Но дети не сделают улиткам ничего плохого: они просто их искупают, чтобы очистить от лишней слизи. Можно сначала промыть улиток под водной струей из-под крана или из лейки, а потом опустить на несколько минут в ванночку с теплой водой. Здесь улитки "расправятся", покажут, что купаться им нравится. После этого выкупанных улиток помещают обратно в аквариум, а детям предлагается вымыть руки.

Часть пятая. Имитация движений улитки

Дети с педагогом переходят на ковер. Педагог спрашивает детей, может ли кто-нибудь из них показать, как двигается улитка. Пробуются разные варианты. Обсуждается, соответствует ли этот способ движения тому, которым пользуется улитка. Повторить движения улитки очень трудно. Для этого нужно лечь на ковер на живот, плотно прижать руки к телу, поднять верхнюю часть туловища - т.е. превратиться в "ногу" моллюска - и попробовать изобразить телом волну.

Легче имитировать движения улитки кистью руки.

Часть шестая. Рисование улитки

Педагог предлагает детям сесть за столы и нарисовать улитку. В живом уголке живет всего один вид улиток. А на земле в различных ее уголках обитает множество различных моллюсков. Они различаются и по размерам, и по форме раковин, и по тому, что они любят есть. Самое сложное - правильно нарисовать раковину улитки. Педагог может познакомить детей с приемами изображения раковин различных моллюсков, но при этом оговориться: если дети придумают какой-нибудь другой способ, пусть научат педагога. Затем дети рисуют. Готовые рисунки укрепляются на выставке. В конце занятия можно предложить детям рассказать о своих рисунках: что они нарисовали, почему именно так изобразили улитку, что изображенное животное делает в данный момент и т.п. Если же педагог почувствует, что дети уже устали, обсуждение рисунков можно перенести на следующее занятие. Это послужит удобным предлогом вспомнить, о чем шла речь во время первого знакомства с улиткой.

Некоторые замечания по организации занятий из цикла "Знакомство с животным"

Программное содержание (задачи):

— образовательные — расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;

— развивающие — развивать воображение, образное восприятие, творчество;

— воспитательные – формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Безопасность».

Методы и приёмы:

1) игровой;

2) наглядный;

3) словесный.

Оборудование и материалы: цветная бумага, клей, кисточки, ножницы.

Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Деревья », «Грибы» и «Ягоды»; разучивание пословиц и поговорок о природе; рисование «Волшебное дерево».

Воспитатель : — Ребята, сегодня к нам в группу заглянул Старичок-лесовичок. Ему очень интересно, что вы знаете о лесе. Расскажите, пожалуйста, Лесовичку. (ответы детей). Посмотрите, какие из деревьев вы знаете?

Дети смотрят изображения разных деревьев, называют их.

Воспитатель : — Правильно, все деревья угадали! А теперь попробуйте разгадать мою загадку: «Весной – расцветают, осенью – опадают» (листья).

Дидактическая игра «Какой листик?»

Воспитатель : — А что еще растет в лесу? Ну конечно, ягоды и грибы. Послушайте загадки Старичка-лесовичка и попробуйте их разгадать:

Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три — и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (боровик)

Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут …( волнушки)

Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат — для малых ежат. ( лисички)

Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый …( мухомор)

Воспитатель: — Ребята, мы должны оберегать лес. Скажите, пожалуйста, как нужно себя вести в лесу? (ответы детей).

Давайте скажем, как нужно вести себя на природе: не рвать цветы; не убивать насекомых; нельзя громко кричать и слушать громкую музыку; беречь деревья; после разведения костра, обязательно его потушить; не разорять гнезда птиц.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Дидактическая игра «Из чего состоит дерево?»

Воспитатель предлагает детям назвать части дерева и показать их на картинке.

Воспитатель: — Дети, а может кто-нибудь вспомнит поговорки и пословицы о нашей природе? (ответы детей).

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Много леса — не губит, мало леса – береги, нет леса – посади.

Лес – наше богатство.

Рощи да леса – всему свету краса.

Растение – земли украшение.

Воспитатель: — На нашем занятии мы узнали много нового о деревьях и о лесе; как люди должны вести себя на природе. Не забывайте, что нужно беречь природу.

— Давайте сделаем подарочек Старичку-лесовичку, чтобы он помнил о нас. Предлагаю вам всем вместе сделать коллективную работу «Деревья в нашем лесу».

Коллективная работа (аппликация) — «Деревья в нашем лесу».

Воспитатель: — Спасибо тебе, Старичок-лесовичок, за твой рассказ про деревья, лес. А чтобы ты никогда не забывал нас, мы хотим подарить тебе наш «лес». До свидания, приходи к нам еще!

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе "Птицы"

Воспитатель: Вакулина Наталья Ивановна

Цель:

Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах нашего края.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое и развитие речи, взаимодействие друг с другом.

Задачи:

Образовательная:

  1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.
  2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний и зимний период.
  3. Расширять представление о повадках птиц.
  4. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд) .

Воспитательная:

  1. Воспитывать чувство любви к родной природе.
  2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
  3. Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая:

  1. Развивать интерес к жизни птиц;
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
  3. Развивать речь детей, обогащать их словарь;
  4. Учить понимать образный смысл загадок.

Развитие словаря:

  1. Продолжать развивать связную речь детей;
  2. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;

Предварительная работа:

  1. Беседы на темы «Жизнь птиц зимой» , «Что мы знаем о птицах?» , «Что было бы, если бы не было птиц?» .
  2. Чтение «Птичья столовая» С. Михалкова, «Появились синички» В. Скребицкого, «Скворец на чужбине» А. Ладонщикова, «Ласточка» Т.Нужина, Т.А Шорыгина «Зелёные сказки» , В.В. Бианки «Синичкин календарь» .
  3. Чтение русских народных песенок, закличек, загадывание загадок про птиц. 4. Дидактические игры и занятия И.А Лыковой.
  4. Рассматривание картин с изображением перелётных и зимующих птиц.
  5. Наблюдение за птицами во время прогулок.
  6. Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой» , «Звуки окружающего мира» , «Природа, птицы и животные» .
  7. Загадывание загадок.
  8. Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Птички в гнездышках".

Материал к занятию:

  1. Демонстрационный материал «Птицы»
  2. Атрибуты к занятию (искусственные ёлочки, кустики, цветы, лесные обитатели., гнёзда и т.д)
  3. Звуковые фонограммы «Звуки природы»
  4. «Жаворонки» , испечённые из сдобного теста.
  5. Мультимедийное оборудование.
  6. Костюмы персонажей.

Ход образовательной деятельности:

Звучит мелодия

Входит воспитатель в образе лесной феи.

Фея. Я фея леса,
К Вам я шла
Чтоб пригласить Вас в гости.
Здравствуйте мои друзья

Рада видеть всех Вас я
Дети. Здравствуйте.
Фея. Ой! Посмотрите,
К нам летит маленькая птичка

А, Вы не знаете друзья,
Что же это за птичка-невеличка?
Дети. Синичка.

Фея. Правильно, а посмотрите, у неё в клювике конверт. Давайте его скорее откроем и посмотрим, что же там написано.

Ребята! Это письмо от солнышка. Послушайте, что оно нам пишет.

(Фея читает письмо)

«Беда! Беда!
Скорее приходите!
Птицы перестали петь свои песни, и улетают из леса…»

Фея. Ох, пока я к Вам шла у меня в лесу что-то случилось. И солнышко, видя всё сверху, отправило синичку к нам за помощью.

Ну, что ребята проверим, что же там произошло?

Дети. Да, проверим.

Фея. Ну, что ж скорее в путь!

Фея. Давайте вместе скажем волшебные слова:

Звучит мелодия

Физкультминутка:

Мы крепко за руки возьмёмся,
И немного улыбнёмся.
По тропинке мы пойдём
И все лужи обойдём.

С кочки на кочку скок, да скок
И на пути у нас уже лесок.

Слайды леса

Фея. Давайте поздороваемся

Здравствуй лес,
Дремучий лес.
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои! (дети повторяют последние слова)
Лесовичок. Это кто здесь расшумелся?

Кто нарушил тишину леса?

Фея. Не шуми! И не пугай моих гостей. Ты лучше расскажи кто ты?

Лесовичок. Я - седой старик
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу
За порядком здесь слежу.

Что Вы здесь делаете? Зачем пожаловали? Расшумелись! Не пущу Вас в лес! Птицы шумели – шумели, так я их взял и выгнал.

Фея. Ах! Так вот почему у нас в лесу случилась беда? Это ты виноват?

Лесовичок. А, что они раскричались, распищались. Как было хорошо зимой, холодно, морозно, птиц было мало. Они почти не пели.

Фея. Да, действительно птиц зимой было мало, и поют они намного тише.

А, ты хоть знаешь, какие птицы были у тебя в лесу зимой.

Лесовичок. Я знаю. А, вот дети знают?

Фея. А, ты проверь!

Лесовичок. Тогда, я загадаю им загадки, а они пусть попробуют их отгадать.

Фея. Ну, что ребята, отгадаем?

Лесовичок. Ну, тогда присядьте на пенёчки и слушайте.

Слайды с загадками о птицах

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?

(Воробей)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её...

(Сорока)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

(дятел)

Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – (ворона) "

Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня - (синичка) .

Лесовичок. Ух, какие! Всё знают.

Фея. Ребята, а, как одним словом можно назвать этих зимних птиц?

Дети. Зимующие.

Лесовичок. Правильно, правильно – зимующие. Вот они-то не такие шумные.

А, эти! Прилетели, галдят, шумят, суетятся.

Фея. А, откуда же эти птицы прилетели?

Лесовичок. Откуда же я знаю. Как только солнышко пригрело, и весна наступила, так они и прилетели.

Фея. Ребятки, а кто знает, как называются птицы, которые прилетают к нам весной? И из каких мест они летят?....

Дети. Перелётные. Летят с юга.

Фея. А, почему они были на юге?

Дети. Они улетали в тёплые края, потому, что наступала зима, стало холодно, исчезали мошки, и нечем стало питаться…

Фея. А, куда же теперь улетели птицы, где их искать?

Лесовичок. А, чего их искать-то? Не нужны они тут. Ещё и вы тут мешаете. Не даёте мне насладиться тишиной и свежим воздухом.

Фея. Да! Воздух тут действительно свежий. Ребятки вдохните глубоко.

Дыхательная гимнастика.

Воздух мы лесной вдохнём,
Дышим носом, а не ртом.
Плечи мы не поднимаем
Животом мы помогаем.

Фея. Ну, а в остальном ты не прав. Птицы нам ох, как нужны. И вести мы себя умеем. Ведь, правда, ребята? Давайте расскажем как нужно вести себя в лесу.

Дети. Нельзя: шуметь, кричать, слушать громкую музыку ломать ветки на деревьях, разорять гнёзда птиц.

Лесовичок. Ох и правда, Вы очень хорошие. Ну, ладно в лес я Вас пущу. Проходите и наслаждайтесь тишиной леса. А, вот птицы мне не нужны.

Фея. Ну как же так, птицы столько пользы приносят? Ребята, как Вы думаете, какую пользу приносят птицы?

Дети. Они спасают лес от гусениц, от вредных мошек, если бы не было птиц, то деревья погибли и т.д.

Лесовичок. Ох! Что же я наделал? Как же теперь быть? Как вернуть птиц обратно?

Фея. А, мы тебе поможем. Ребятки становитесь скорее в кружок и при помощи хоровода-за клички позовём птиц обратно.

Звучит мелодия

Хоровод с элементами ритм декламации.

Летели две птички - ростом невелички (чик, чирик, чик, чик чик…)
Как они летели - все люди глядели
Как они садились - все люди дивились
Сели посидели - взвились, полетели

Взвились, полетели – песенки запели.
Вы летите птички- птички невелички.
Слышится пение птиц.
Лесовичок. Ох! Ну, наконец-то они вернулись.

Фея. Ребята, посмотрите, вот и возвращаются перелётные птицы. Послушайте и отгадайте, какая птица поёт эту песню.

Звучат звуки пения птиц и слайды, перелётные птицы:

1. Соловей, 2.скворец, 3.грач, 4.кукушка, 5.кряква.

Дети. Соловей, скворец, грач, кукушка, кряква

Лесовичок. Ну, а почему же они так шумят и суетятся?

Фея. Ребятки, давайте расскажем и покажем лесовичку, что вы про это знаете.

Звучит мелодия

Психологический этюд.

Птички с юга прилетели (машем руками) ,
И на поле они сели (приседаем)
Стали бегать и скакать (прыжки на месте)
Стали ветки собирать (делаем хватательные движения)

Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно много их собрать.
Птички гнёздышки совьют (крутим руками перед собой)
Будет в гнёздышке уют (обнимаем себя за плечи)

А, потом в гнезде на ветке,
Запищат у птичек детки. (изображаем клювики, касаясь большим пальцем остальных)
Сколько будет их пищать
Раз, два, три, четыре, пять.

Лесовичок. Дети, а вы знаете, какие птички живут в этих гнёздах?

Фея. Ребятки, давайте мы с вами вместе посадим каждую птичку в своё гнёздышко.

Дети рассаживают и обнаруживают, что у кукушки нет гнезда.

Фея. Ребятки, а почему же вы кукушку никуда не посадили?

Дети. У неё нет гнезда.

Фея. А, куда она откладывает яйца и где у неё появляются птенцы?

Дети. Яйца она откладывает в чужие гнёзда и птенцы у неё появляются тоже в чужих гнёздах.

Лесовичок. Значит, кукушка приносит вред?

Дети. Нет, оказывается кукушка – единственная птица в наших лесах, которая поедает вредных для леса мохнатых гусениц. (если дети не отвечают на этот вопрос, то фея сама даёт ответ)

Давайте просто посадим её на дерево.

Ну, что ж ребята, в лесу теперь порядок, а нам уже пора возвращаться обратно в детский сад.

Лесовичок. Спасибо ребятки, выручили Вы меня и спасли лес от беды.

До свидания! Приходите, я буду рад Вас видеть.

Дети. До свидания.

Фея. До свидания лесовичок. Но, я с тобой прощаюсь ненадолго, я провожу ребяток и вернусь. Ведь у нас с тобой ещё очень много дел.

Фея. Ну, что, мои хорошие,
По волшебному пути
Мы домой должны пойти
Музыка сейчас раздастся
В детский сад попасть удастся.

Звучит мелодия

Физкультминутка:

По тропинке мы пошли
и все кочки обошли
Лужи перепрыгнули.
Дружно, весело мы шли
И к детсаду подошли.

Фея. Ну, вот мы и вернулись. Спасибо, что не оставили мой лес в опасности, а я хочу Вас отблагодарить и рассказать ещё про одну птичку, которая прилетает весной. Когда на полях ещё лежит снег, и кое-где появляются проталинки, прилетает к нам вот эта птичка – Жаворонок. Посмотрите, какая она маленькая, но голосок у неё звонкий, звонкий.

Вот послушайте (звучит песня жаворонка)

Фея. Как Вы думаете, на какой музыкальный инструмент похож голос этой птички?

Дети. На колокольчик

Фея. Правильно. Я предлагаю Вам поиграть в игру с сюрпризом.

Вы закройте глаза, а я спрячу колокольчик. Ну, а Вы попробуйте его найти.

Динамическая пауза.

В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел
Порезвился в вышине
Спрятал песенку в траве

Тот, кто песенку найдёт
Будет счастлив целый год.

(Дети ищут колокольчик и находят сюрприз.)

Фея. А, это тоже жаворонки. В старину их пекли весной и раздавали на счастье. Возьмите по одному, а остальными мы угостим наших гостей.

(Звучит тихая спокойная мелодия.)

Список используемой литературы:

  1. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» (Москва, «Вако» , 2008г.)
  2. А.В. Аджи Образовательная область «Познавательное развитие» (Метода, Воронеж, 2014г.)
  3. А.В. Аджи «Открытые мероприятия для детей 2-ой младшей группы детского сада» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Метода, Воронеж, 2014г.)
  4. Е.А. Ульева «Времена года» (творческие задания с детьми 4-х лет, Москва, «Вако» , 2014г)

котова наталья
Конспект занятия по экологии в средней группе «Берегите природу!»

Цель : - формировать у детей основы экологической культуры .

Задачи :

Образовательные : расширять и систематизировать знания детей о природе , формировать интерес к проблеме охраны природы , познакомить детей с правилами поведения в природе .

Развивающие : развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные : воспитывать заботливое отношение к природе .

Материалы и оборудование : экологические знаки , аудиозаписи «Звуки леса» , «Автобус» муз. Железновой, игра «Собери цветок» , бабочки для дыхательной гимнастики, муляжи грибов, фигуры животных и птиц леса, деревья, игра «Сделай запасы» , плакат «Берегите природу

Ход занятия.

Воспитатель : - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их :

Проводится игра «Здравствуйте!» .

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, гости! Здравствуйте!

Вот мы подарили гостям частичку здоровья!

Воспитатель : - Ребята, отгадайте загадку :

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(лес)

Воспитатель : -Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу? Мы с вами на прошлом занятии говорили о правилах поведения в лесу. Давайте вспомним, что означает каждый знак.

(воспитатель показывает знак, а дети рассказывают, что он означает)

(появляется сорока)

Сорока :-«Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!

Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!

Помогите! Помогите!»

Воспитатель : -Какая беда может случиться в лесу? (ответы детей) Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать?

Давайте отправимся в лес и возьмем с собой знаки! А на чем можно добраться до леса? (ответы детей)

Сегодня мы отправимся в лес на автобусе. Занимайте свои места!

(под муз. Железновой «Автобус» дети «едут» в лес)

Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво в лесу!

(слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса» )

Ребята, какой воздух в лесу? (Ответы детей.) Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? (Ответы детей.) Почему? (потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.) Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Вдруг из-за ёлки выглядывает Старичок – лесовичок.

Лесовичок ::- Кто пожаловал в лес?

Вос –ль : Мы дети из 10 гр Д\с, пришли, чтобы помочь лесу.

Лесовичок : - Да как же вы можете помочь лесу, если вы еще маленькие?

(ответы детей)

Воспитатель : - Старичок-Лесовичок, наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием. Ты проверь их и убедишься в этом сам.

Лесовичок : -Сейчас я их проверю.

Лесовичок : Какое сейчас время года? Расставьте эти картинки в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас.

Игра «Времена года»

(дети расставляют правильно картинки, и Лесовичок пропускает в лес)

Лесовичок : - Теперь я убедился, что вы уже большие и многое знаете! Надеюсь, вы сможете помочь лесу и его обитателям. Идите по этой тропинке и попадете на полянку. Счастливого пути!

(дети идут и выходят на полянку, на которой ничего не растет)

Воспитатель : -Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы) Давайте посадим на ней цветы.

Игра «Собери цветок»

Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы) Давайте поставим знак (ребенок подходит к столу и выбирает нужный знак) .

Воспитатель : -Ребята, посмотрите на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!

Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка лети!»

Воспитатель : –Ребята, посмотрите сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? (ответы) Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?

Воспитатель : -Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы детей)

Какой знак мы можем здесь поставить?

Воспитатель. – Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей) . Как вы думаете, зачем нужны деревья (Ответы детей : Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)

Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении . Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.

Психогимнастика «Как растут деревья?»

Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.

Какой знак нужно поставить здесь (ребенок, по выбору воспитателя идет к столу и выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)

Воспитатель : -Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо) Каких птиц вы знаете? (ответы) Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц- хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова –топайте.

Игра на внимание «Птицы»

Зачем птицы строят гнезда? (ответы) Какое правило мы знаем про птиц? (ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)

Воспитатель : -Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на дупло) Кто его построил? (ответы) Как вы думаете, кто живет в дупле? (ответы) Чем белочка питается? Какие еще животные живут в лесу (ответы) Чем они питаются? Давайте для зверей приготовим сюрприз, насобираем для них запасы и угостим их.

Игра «Сделай запасы»

(на полянке лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку орешками!» и т. д.)

Как следует вести себя в лесу? (не шуметь) Почему? Давайте поставим знак. (ребенок выбирает и ставит знак)

-(обращаясь к ребенку) Расскажи почему ты выбрала этот знак. Что он означает?

(ребенок поясняет свой выбор)

Воспитатель :- Молодцы!

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу !

(появляется Лесовичок)

Лесовичок : -Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы ! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе . А на память я дарю вам этот плакат, который расскажет людям, что нужно беречь природу и заботиться о ней . Повесьте его в детском саду!

Воспитатель : -Спасибо, Лесовичок! До свидания!

Ребята, встаньте в круг и закройте глаза. Раз, два, три –повернись и в группе окажись .

(дети возвращаются в группу )

Воспитатель :-Вот мы и в группе .

Ребята, вам понравилось путешествие?

Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

и друг другу на прощанье мы подарим обещанье :

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

Поделиться: