Как открыть фирму одежды. Планирование линии одежды

С чего начать?

Когда мы говорим о швейном производстве, возможны два сценария развития событий. В первом случае предприниматель закупает оборудование, нанимает персонал и набирает заказы от различных дизайнеров, компаний и даже других производств, которым не хватает мощностей чтобы отшить всё, что необходимо. В этом случае не идёт никакой речи о создании собственной одежды и бренда, не нужно думать о том, как сбыть продукцию.

Второй случай - и это как раз моя ситуация - подразумевает, что сначала будет изготовлена продукция, изучен спрос на неё и найдены каналы сбыта, а уже только потом запустится собственная фабрика.

Производства обоих типов могут работать в симбиозе, и каждый путь имеет как плюсы, так и минусы. На запуск производства, которое работает с заказами, понадобится большая сумма инвестиций и постоянные расходы. Плюс же второго пути в том, что никаких постоянных расходов нет. Но при этом вы никак не можете контролировать производственный процесс и сроки выполнения заказа у исполнителей.

Если бы были фабрики, которые брались точно в срок и качественно пошить продукцию, я бы не стал открывать своё производство.

Неудачный выбор целевой аудитории и непонимание её приоритетов способны поставить крест на всём вашем бизнесе. Многие из производителей курток закрылись просто потому, что делали упор на моду и шили для молодых людей. Это был путь в никуда, поскольку молодёжь лучше пойдёт на рынок и купит себе там поддельный, но хорошо известный бренд, а не качественную одежду под мало известным брендом.

Я сразу же решил пойти другим путём и выбрал для себя аудиторию постарше - 30-40 лет. Это люди, которым уже нет дела до бирки на одежде. Им важно, чтобы продукция была качественной и удобной. Чуть позже мы немного переориентировались и теперь шьём одежду в первую очередь для путешествий, но у нас есть так же городские модели курток.

Имейте ввиду, что шить крупную партию продукции сразу не стоит. Для начала лучше изготовить небольшое количество изделий и посмотреть, как они будут продаваться. ​​​​​​​

Определившись с целевой аудиторией и продукцией, нужно продумать каналы сбыта. К примеру, продавать свои изделия можно как оптовикам, которые уже перепродадут их в своих магазинах, так и розничным покупателям через собственную сеть магазинов или интернет-магазин с доставкой. Мы в своей практике используем и тот, и другой способы. Но основной упор делаем всё-таки на розничных покупателей.

Приступать к запуску собственного производства спонтанно не стоит. Идеальный вариант, если у вас уже есть какой-то опыт работы в швейном производстве или лёгкой промышленности, предпринимательский опыт. В этом случае у вас будет представление о работе и определённые связи в этой среде. Желательно подсмотреть за тем, как строится работа у других производителей. Кроме того, стоит сразу же привлечь в свою команду профессионалов, которым можно доверить решение узкоспециализированных вопросов, в которых вы не совсем компетентны. Хорошие технологи, конструкторы и директора производств избавят вас от головной боли.

Объем инвестиций

Сумма вложений будет зависеть главным образом о того, какое именно производство вы хотите. Если планируете просто брать заказы от других, работать на давальческом сырье, нужно как минимум 20-30 машинок, чтобы был достаточный объём выпуска. При небольших объёмах такое швейное производство не будет рентабельным.

Помимо 20 обычных швейных машинок вам понадобится ещё 10 разных приспособлений: оверлоки, пуговичные и заклёпочные машины и так далее. Цены на такие инструменты могут быть самыми разными, но вполне можно рассчитывать на средний показатель в 15 тыс. рублей за б/у машину. Если вы работаете на давальческом сырье, ткань, нитки, фурнитуру и прочие необходимые вещи вам предоставит заказчик, поэтому данная статья расходов отпадает.

Но учтите, что зарплату рабочим придётся платить уже с первого дня открытия производства, а больших заказов на первых порах, скорее всего, не будет.

Самая большая проблема любого производства - постоянные расходы.

Личный опыт

Я выбрал достаточно узкую аудиторию - путешественников - и стал действовать через неё. Пошил пробную партию курток и раздал людям, которые активно путешествуют и известны в определённых кругах. Они стали упоминать нашу продукцию у себя в блогах, выкладывать фото. Но настоящий прорыв случился после того, как один из блогеров приехал, чтобы пообщаться на тему курток.

Разговор шёл не столько о куртках, сколько о бизнесе, и гость попросил разрешения записать беседу на диктофон. После этого он опубликовал запись беседы в своём блоге. Я был удивлён, что запись получила очень много положительных отзывов. После этой публикации мне стали поступать предложения о сотрудничестве от федеральных газет и телеканалов. Таким образом, самая крутая часть PR моего бренда не стоила мне практически ничего.

Так или иначе, у предпринимателя встаёт вопрос о том, где взять деньги на запуск своего производства. Ведь 2 миллиона рублей на дороге не валяются. Самая первая мысль - оформить кредит, но в сегодняшних условиях займы всё больше превращаются в камень, который топит бизнес.

Самый разумный способ - постепенное финансирование. Собрать пару сотен тысяч рублей вполне реально, и с этой суммы можно что-то начать. Такую схему лучше всего использовать, если вы запускаете собственный бренд.

К швейному производству на давальческом сырье такую схему применить весьма непросто. Поэтому стоит попытаться привлечь инвестора, например, пообещав ему долю в бизнесе. Хотя инвесторы вкладываются в производство весьма неохотно - рисков много, а рентабельность небольшая.

Пошаговая инструкция

Итак, на первых порах нужно определиться с типом швейного производства, целевой аудиторией, просчитать объём финансирования и найти его источник. После этого можно приступать непосредственно к созданию производства. И первое, что понадобится, - найти поставщиков оборудования и сырья.

Как известно, купить всегда проще, чем продать. Поставщиков оборудования - от б/у до самого нового и современного - в России очень много. При этом большинство из них сейчас крайне охотно идут на контакт, ведь к ним не выстраиваются очереди из покупателей. Найти таких поставщиков совсем несложно через интернет. Главное определиться, какое именно оборудование вам нужно и какую цену вы готовы за него заплатить.

Выбирая поставщика ткани, нужно исходить из того, какая у вас продукция. К примеру, если вы шьёте наряды в премиальном сегменте, имеет смысл тратиться на дорогие европейские ткани. В то же время, на рынке масса поставщиков, работающих с Россией и Китаем. Ткани производства этих стран могут стоить гораздо дешевле, поэтому если вы работаете на потребителя со средним достатком, лучше предпочесть их. Но важно, чтобы качество ткани оставалось на достойном уровне, а она не производилась на кустарной фабрике.

Если у вас достаточно большой объём производства, то можно обращаться к фабрикам напрямую. Хотя посредники сейчас тоже не сильно «накручивают» цены. ​​​​​​​

Основная сложность в швейном производстве - найти хороший персонал. Для начала вам потребуется начальник производства, который будет строго следить за дисциплиной. У него должна быть мотивация выполнять свою работу качественно. Кроме того, важно, чтобы он разбирался в самом процессе производства и мог подсказать, как что-то скорректировать.

Также вам понадобится закройщица, которая умеет не только кроить по готовым лекалам, но и может вносить в них изменения. Для большого производства будут нужны две закройщицы.

Важная фигура - технолог, который будет выбирать оптимальные режимы работы, контролировать качество изделий, усовершенствовать процесс производства и т.д.

Если вы планируете разрабатывать одежду самостоятельно, вам понадобится конструктор, который будет делать лекала. Но в том случае, если вы просто собираетесь работать со сторонними заказами, такого специалиста в штате тоже желательно иметь. Зачастую заказчик не предоставляют никаких лекал, а просто приносит образец готового изделия. Поэтому на производстве должен быть человек, который по внешнему виду куртки воссоздаст лекало.

Не советую брать на производство молодых сотрудников, поскольку они не замотивированы, а в результате страдает качество работы. ​​​​​​​

Халатное отношение персонала к работе влечёт за собой прямые материальные потери: нерадивые сотрудники могут просто испортить хороший дорогой материал. Как правило, люди предпенсионного возраста подходят к своим обязанностям более ответственно. И дело тут не только опыте или финансовой мотивации. Большинству из этих людей просто стыдно плохо выполнять свою работу.

Плюс швейного производства состоит в том, что часы работы могут быть практически любыми. Главное, чтобы за смену было сшито необходимое количество изделий. Когда я открывал производство в Санкт-Петербурге, работать мы начинали с 10 утра. Но переехав в Великий Новгород, я столкнулся с тем, что работникам хочется «подгадать» время смены так, чтобы успеть на свои приусадебные участки. Поэтому зимой и осенью мы обычно работаем с 8 до 5, а летом начинаем даже раньше. Вопрос с тем, сколько смен вводить на своём предприятии, зависит от его загрузки и от количества заказов.

Решая вопрос того, где открыть производство, стоит определиться не только с районом и инфраструктурой, но и с городом. Лучше всего открываться в небольших городах. Как правило, аренда помещений в них гораздо дешевле, а кроме того здесь больше шансов наладить связи с местным руководством, что может быть очень полезно.

Что касается расположения помещения, вам вовсе не нужен хороший пешеходный трафик или центральный район. Более того, снимать помещение в центре города достаточно затратно, поэтому лучше выбирать локацию на окраине. Но помните, что сотрудникам должно быть удобно добираться на работу. Площадь помещения будет зависеть главным образом от того, сколько у вас рабочих мест. Особых требований по ремонту нет.

Детально требования к швейному производству прописаны в СанПиН 5182-90, выпущенному ещё в 1990 году. Но многие требования в нём фактически устарели. К примеру, в документе прописано требование не превышать уровень шума в 80 дБА, но по факту никаких отдельных мер по снижению уровня шума не нужно, поскольку современные швейные машины работают достаточно тихо.

Основное требование - хорошее освещение. ​​​​​​​

В швейном цеху должны быть источники естественного освещения, а также люминесцентные лампы. Кроме того, каждое рабочее место должно быть оборудовано местным освещением.

Чтобы начать работу, не требуется никаких разрешений от СЭС и пожарных. Все необходимые документы и договора должен предоставить вам арендодатель. Желательно также сертифицировать производство в соответствии с ISO 9001.

Помните, что действующими законами в первые три года запрещены проверки бизнеса в том случае, если на вас не поступали жалобы. То есть у вас будет запас времени для того, чтобы спокойно без спешки собрать все документы, привести помещение в соответствие нормам, сертифицироваться и работать.

Документы

В случае со швейным производством предпочтительнее регистрировать ООО, а не ИП. Просто потому, что в глазах заказчика ООО выглядит значительно надёжнее.

Лучше всего выбрать упрощённый режим налогообложения. В том случае, если вы работаете на давальческом сырье, выбирайте формулу «доходы минус расход». Учёт будет более строгим, но вы сможете сэкономить, поскольку основной статьёй расходов у вас будет зарплата персоналу.

Как решить проблему кадрового дефицита, работать по принципу малых тиражей и выходить в регионы, Елена Фимина рассказала в интервью Контур.Журналу.

Идея

Мы с сестрой работаем в индустрии моды уже более 10 лет. В 2002 году в Челябинске открылся магазин испанского бренда Mango. Тогда ничего подобного в городе еще не существовало. На конкурсной основе мы устроились в Mango в качестве продавцов-консультатов и постепенно доросли до управляющего звена. За это время мы поняли, как строится модный бизнес, как создаются и продвигаются коллекции одежды, разобрались в тонкостях мерчендайзинга, работы шоу-рума и факторах, влияющих на успешные продажи. Поскольку сестра работала конкретно с испанцами, она познала все нюансы продвижения модной одежды.

Производством одежды я начала заниматься больше пяти лет назад. Сначала это было хобби, хотя я индивидуально обучалась со специалистами высокого уровня в области швейного производства, изучала технологию и тонкости конструирования, моделирования. Постепенно процесс меня затянул, и когда моя сестра родила двоих детей, они стали источником вдохновения для более серьезных работ и коллекций.

Однажды нам с сестрой пришла идея создать бренд детской одежды FiFi . Начинали мы со стартовой суммы 100 000 руб., но нам очень помог тот опыт в индустрии, который мы успели наработать. Первую коллекцию отшивали в домашних условиях, привлекая к работе швей-надомниц.

Фактически сразу мы определили, кто наш клиент: это прогрессивные мамы разных возрастов, которые разбираются в моде, знают тенденции, любят стильно и со вкусом одевать своих детей.

Инвестиции

Участие в конкурсе СКБ Контур « » - это первая наша попытка привлечь инвестиции на развитие бизнеса. Наш ролик увидел инвестор и предложил финансовую помощь. На тот момент мы отказались, так как нас не устроили условия, и решили развиваться собственными силами.

На региональном уровне мы участвовали в федеральной программе «Ты — предприниматель». Нашим проектом тоже заинтересовались, но мы поняли, что финансовую поддержку получить будет тяжело, так как эта программа больше образовательная.

Сейчас мы подали заявку на участие в конкурсе «Сделано в Челябинске» и ждем, когда с нами свяжутся его организаторы.

Детали производства и сложности

Производство одежды — это очень длительный и кропотливый процесс. Начинается все с возникновения идеи, мы определяем, что именно хотим сделать. Затем рисуются эскизы, на следующем этапе закупаются материалы. Далее работают конструкторы — они разрабатывают лекала. Во время конструирования модели вносится много изменений и что-то обязательно отбраковывается. Но и это еще не все.

Видя результат, мы начинаем обсуждать, как можно представить, презентовать готовую коллекцию. Выбираем дислокацию, приглашаем фотографов и создаем фотосессию с детьми-моделями.

Организовать в России производственный процесс очень сложно. Одна из самых острых проблем, с которой мы столкнулись, — это кадровый дефицит: в стране нет ни грамотных конструкторов, ни швей.

Конечно, есть специалисты, которым по 50-60 лет, но они уже не в строю, а молодых профессионалов найти практически невозможно. Приходится много времени и сил тратить на обучение, а от этого страдает эффективность.

В швейном производстве большую роль играет скорость выполнения той или иной работы. Например, чтобы запустить в массовый пошив детское платье, нужно посчитать, сколько времени необходимо на пошив одной модели — в минутах и секундах. Таким образом высчитывается, за сколько часов и дней будет отшита вся партия. И люди старой закалки просто не могут работать быстро. Но мы подключаем их к другой работе — конструированию, поскольку они грамотно делают лекала и продумывают эскизы с учетом тех тканей, которые нам доступны.

Решая проблему кадрового дефицита, мы привлекли к работе специалистов с кафедры легкой промышленности Южно-Уральского государственного университета. Мы пригласили к нам работать лучших из них, и сейчас они нас консультируют, а также обучают наших сотрудников. В настоящий момент в компании работает семь швей.

Еще одна проблема — ткани. Производство в России работает еле-еле, фабрики выполняют какие-то непонятные заказы на старом оборудовании — им приходится очень тяжело, люди работают за копейки. Но даже те фабрики, которые еще функционируют, не всегда выпускают то, что нам нужно. Например, в Екатеринбурге, работает комбинат, производящий шерсть. Тюмень производила аналогичные ткани, но, к сожалению, недавно завод закрылся. Что-то мы закупаем в России, но в основном, конечно, все везем из-за границы, чаще из Италии. Пока курс евро был более-менее устойчивым, проблем с закупками не возникало. Сейчас ситуация изменилась — мы стали осторожнее выбирать ткани: приходится просчитывать при составлении сметы, насколько доступны будут вещи для потребителя, хотя, конечно, нам бы хотелось закупать больше оригинальных и дорогих тканей.


Принцип малых тиражей

Мы выпускаем небольшие коллекции — по десять моделей. Коллекция выстраивается по принципу капсулы, где каждая вещь дополняет другую. Тем самым мы увеличиваем свой товарооборот, потому что люди любят покупать вещи комплектами. В то же время у нас есть модели, которые мы отшиваем постоянно. Как правило, это праздничный ассортимент, базовые модели, так называемые «коммерческие».

Когда коллекция выходит, в процессе мы можем дополнять ее, если видим, что спрос на вещи хороший. Хитом продаж остаются нарядные платья — они востребованы круглый сезон.

За время существования у бренда FiFi появились свои почитатели. Мы работаем над тем, чтобы их круг расширялся. Но мы не боремся за своего клиента — он сам нас находит.

В Челябинске при производстве у нас работает шоу-рум, куда наши клиенты могут прийти и примерить вещи. Два месяца назад бренд FiFi вышел на московский рынок: в столице открылся новый магазин «Детская полка», где среди вещей российских дизайнеров представлены и наши модели.

С целью продвижения бренда мы активно работаем с соцсетями Instagram, «ВКонтакте», а также развиваем свой виртуальный магазин на сайте «Ярмарка мастеров». По опыту могу сказать, что соцсети во многом эффективнее магазинов, потому что охватывают больше потенциальных потребителей — люди видят нашу продукцию из разных уголков страны и даже мира. Мы получаем заказы уже не только из России, но и из-за границы.

В ближайшие пять лет мы планируем запустить франчайзинговое направление, чтобы увеличивать количество точек сбыта для своего товара. Мы планируем отшивать одежду на производстве в Челябинске и договариваться с региональными магазинами о том, чтобы они представляли нашу марку. Такие магазины будут перед сезоном делать заказ на определенные модели по каталогу и получать необходимые объемы продукции.

Коллекция модной одежды – это несколько экземпляров или десятков предметов гардероба, объединенные общей стилистической идеей. Чтобы создать художественную и концептуальную гармонию коллекции, дизайнерам приходится прикладывать массу усилий и учитывать множество нюансов.

Этапы создания коллекции модной одежды

Вопреки общепринятому мнению, эстетический баланс коллекции одежды – лишь одна из задач, которые решают дизайнер и его команда. Не менее важными моментами являются рентабельность и востребованность линейки предметов гардероба, что оценивается буквально на каждом этапе работ.

1. Постановка цели создания коллекции.

В самом начале работ дизайнер отвечает на вопрос – для кого предназначается будущая коллекция? Важно как можно точнее определить пол, возраст, социально-финансовое положение целевой аудитории, чтобы оценивать степень популярности линейки одежды.

2. Выбор основной идеи коллекции и изучение трендов.

На данном этапе дизайнер выбирает основную, вдохновляющую его концепцию будущей коллекции. Это может быть ретро-реплика или особое видение моды будущего, или какой-либо авангардный образ – важно, чтобы основная концепция отражалась в каждой модели, делая коллекцию стилистически цельной.

Показ Dasha Gauser "Organic" в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia S/S 2018

Одновременно нужно провести анализ модных трендов, и соотнести их как с вариантами вдохновляющих дизайнера идей, так и с ожиданиями целевой аудитории, чтобы будущая коллекция была благосклонно воспринята.

3. Подбор тканей.

При выборе тканей основное внимание уделяется расцветкам и текстуре – они должны быть модными, практичными и полностью соответствовать выбранной идее коллекции.

4. Создание эскизов.

Эскизов должно быть очень много. Например, для коллекции, состоящей из 20 предметов одежды, потребуется отрисовать не менее 100 эскизов. На этом этапе нужно представлять готовый ансамбль максимально реалистично. Важно понять, как предмет одежды будет сидеть на фигуре, какие ткани и фурнитура понадобятся, и насколько сложно их достать.

5. Выбор лучших экземпляров.

После отрисовки происходит строгий отбор лучших эскизов. При выборе дизайнер руководствуется не только эстетическими предпочтениями, но еще и практическими рекомендациями байеров, технологов, конструкторов и закройщиков. Выбранные модели должны быть без технически сложных деталей, иметь минимальную себестоимость, отшиваться из доступных материалов и соответствовать актуальным направлениям в моде.

6. Детальное конструирование.

После утверждения перечня моделей будущей коллекции эскизы обрастают окончательными деталями и направляются к конструкторам, закройщикам и технологам. Предстоит разработать для моделей лекала и технологию пошива (с учетом выбранной ткани, наличия подкладки и других нюансов).

7. Создание «эталонов».

Далее отшиваются пробные модели – «эталоны», а затем примеряются на реальных людях (желательно разного размера и комплекции). Это позволит понять все возможные недостатки моделей и внести необходимые поправки.

8. Создание чистовых лекал и градирование по размерам.

С учетом поправок лекала моделей усовершенствуются и проходят градирование согласно утвержденной размерной линейке.

9. Производство моделей одежды.

На этом этапе осуществляется итоговое производство коллекции одежды по утвержденному плану, в котором отражено конкретное количество каждого предмета гардероба и размерная линейка.

Последующие действия зависят от дальнейших планов дизайнера или модного дома. Если коллекция будет участвовать в показе, организуется работа по его подготовке – поиск манекенщиц, создание образов и т.д. Если коллекция сразу будет направлена на продажу, готовится лукбук и презентационные материалы. Создание коллекции модной одежды – достаточно непростой и кропотливый процесс, требующий опыта и слаженной работы целой команды. Но лишь благодаря максимальному вниманию к деталям и творческой самоотдаче эти усилия окупаются сторицей, делая готовую линейку одежды оригинальной и востребованной у покупателей.

Петербурженка Нелли Недре с детства мечтала работать дизайнером. Во время учёбы в институте она поняла, что ей неинтересно придумывать дорогую экстравагантную одежду, которую никто не сможет носить в повседневной жизни. Поработав дизайнером марки уличной одежды, год назад она решилась на создание своей компании и начала выпускать лаконичные вещи неброских цветов, которые вписываются в мировые модные тренды. Сейчас одежду Нелли продают в десяти магазинах, а месячный оборот компании превышает полмиллиона рублей.

Опыт работы

Нелли Недре

Основательница марки

В семь лет я объявила бабушке, что, когда вырасту, стану дизайнером. Тогда она подарила мне чемоданчик с фломастерами, и с тех пор я, как одержимая, начала придумывать и рисовать различные наряды. Окончив школу, не раздумывая, поступила на факультет дизайна одежды. Образование в институте стало для меня настоящей школой жизни: меня выгоняли каждые полгода, говорили, что я буду плохим дизайнером, что у меня никогда ничего не получится. При этом я с третьего курса начала делать полноценные коллекции, участвовала и побеждала с ними в международных конкурсах. Экспериментировала с формами, пробовала различные ткани, искала свой стиль. К пятому курсу я была полностью сформировавшимся дизайнером. Преподаватели в институте требовали, чтобы мы показывали свой потенциал, максимально используя свою фантазию, но я быстро переросла этот подход к одежде. Я поняла, что не хочу делать вещи, которые никто не носит, пусть они и выглядят интересно.

Понять это мне во многом помогла практика, которую я проходила у различных дизайнеров. До защиты диплома я успела поработать и в ателье, и в люксовом бренде, и в бренде уличной одежды, и даже контролировала производство в Китае. В целом прощупала всю почву, какую только можно. На последнем курсе мне предложил работу владелец питерской марки уличной одежды Trailhead. Опыт работы в его компании оказался бесценным. Это серьёзная марка с большим ассортиментом товаров, основатель которой уже двадцать лет работает с одеждой и прекрасно ориентируется в рынке - знает, что готов покупать российский потребитель. Он не делает ничего вычурного, работает только с базовыми формами и цветами. Я начинала как один из дизайнеров его бренда, и он мог сказать: «Нелли, что ты рисуешь! Кому нужна эта розовая пуговица сбоку, я же это никому не продам!»

В компании был экспериментальный цех, в котором мы отшивали образцы, отправляли их в магазины и, если понимали, что они хорошо идут, запускали большое производство в Китае. Я смогла очень многое попробовать в рамках Trailhead: развивала линию женской одежды, которой до меня почти не занимались, организовывала съёмки для лукбуков и интернет-магазина. В какой-то момент стало ясно: я знаю уже абсолютно всё, что нужно для открытия своего дела.




Свой бизнес

Я решила уйти из Trailhead, и в этот момент моя знакомая, дизайнер Ася Мальберштейн, предложила мне арендовать двенадцатиметровую комнатку под мастерскую. Она давно подталкивала меня к созданию своей марки, и я посчитала, что эта комната - хороший знак. Все свои деньги, где-то 100 тысяч рублей, я потратила на швейную машинку и закупку тканей для первой коллекции. Через три месяца я поняла, что этого недостаточно, и взяла 300 тысяч в кредит.

На эти деньги я наняла трёх человек, закупила дополнительное оборудование. Зарегистрировала название бренда, это стоило порядка 60 тысяч рублей. Меня отговаривали, считали, что это ненужные траты, но для меня эта мера защиты была очень важной. Я также сделала сайт, зарегистрировала ИП, получила разрешение на торговлю. Через год, когда у меня в штате работали пять человек, я арендовала помещение площадью 63 квадратных метра, где сейчас помещается и само производство, и шоу-рум, и офис.

Сейчас у меня в штате - менеджер, три швеи, конструктор и дизайнер. Для меня это золотое время компании, потому что пока поддерживать дружественную рабочую атмосферу не составляет большого труда, а каждый сотрудник чётко понимает, что и когда он должен делать. Когда в компании будет больше пятнадцати человек, сохранить прежние доверительные отношения со всеми сотрудниками будет очень сложно. Придётся привыкать к общению в формате «начальник - подчинённый». Все типичные проблемы работы с брендом я успела прорепетировать ещё в Trailhead, так что к стрессовым ситуациям была готова. Правда, пришлось развить в себе дополнительную степень жёсткости, без которой начальнику нельзя.




Работа с магазинами

Важно понимать, что я не начинала с нуля. Кроме опыта, у меня были хорошие связи с магазинами: с кем-то из владельцев мы дружили, с кем-то раньше сотрудничали. Поэтому я точно знала, где именно буду продавать свою первую коллекцию.

Первое время я продавала по 50 вещей в месяц. Сейчас мы в среднем продаём порядка 400 вещей в месяц на полмиллиона рублей. Сотрудничаем с десятью магазинами, разбросанными по городам России, самый крупный из них московский - Trends Brands в «Цветном». Сейчас, я уверена, количество магазинов, продвигающих русских дизайнеров, будет только увеличиваться.

Я не планировала открывать собственный офлайн-магазин: просто не было места. Однако получилось так, что люди, купив нашу одежду в других магазинах, начали заходить на сайт, писать нам напрямую. Так что я открыла шоу-рум, и сейчас он продаёт столько же, сколько все остальные точки. Наш интернет-магазин приносит нам ещё порядка 100 тысяч в месяц. Нам это выгодно, потому что в другие магазины мы поставляем одежду с пятидесятипроцентной скидкой, а у себя можем продавать по обычной розничной цене.

Накрутки в магазинах очень разные: в Санкт-Петербурге это где-то 100 %, то есть магазин у нас покупает вещь за 1 500 рублей, а продаёт за 3 тысячи. В Москве накрутка может достигать и 250 %.

Себестоимость производства зависит и от того, сколько на эту вещь тратит времени и сил швея. Если мы, допустим, изготовили экспериментальную модель платья, я спрашиваю у швеи, насколько ей было сложно с ним работать и сколько времени это у неё заняло. Если это было сложно и медленно, я исключаю эту модель из коллекции. Цену я определяю, исходя из того, что мне нужно платить своим сотрудникам нормальную зарплату и развивать бренд. Мне бы хотелось угодить покупателям, поставив минимальную цену, но работать в ноль я не согласна, моя работа стоит денег.




Создание коллекции

Система работы в крупном и локальном бренде во многом различна. Гиганты индустрии стараются предсказать тренды на несколько лет вперёд. У них есть специальные люди, которые ездят по миру и собирают информацию о тенденциях во всех возможных сферах: от искусства до новых технологий. Они учитывают и экономические предпосылки. Когда у тебя сразу производятся тысячи единиц одежды на заводе в Китае, ты очень рискуешь, приходится быть дотошным, экономить на нитках и пуговицах. Так как мы пока небольшая марка, мы не придерживаемся чёткой сезонности и готовим небольшие капсульные коллекции четыре-пять раз в год. На создание коллекции у меня уходит порядка двух месяцев.

Я всегда начинаю с того, что просматриваю для вдохновения 60 любимых сайтов и блогов об одежде, разбираюсь в том, что сейчас наиболее актуально. Собираю свой мудборд, в котором могут быть и произведения искусства, и отрывки из фильмов, и фотографии подруги, и музыка. На сайте Style.com за полгода до официального выхода выкладывают новые коллекции, я подмечаю детали, которые наиболее часто появляются у всех брендов. Подготовив базу для вдохновения, я закрываюсь на несколько дней в квартире и рисую. По моим рисункам конструктор делает пробные лекала, затем мы отшиваем первые образцы, меряем, дорабатываем. Когда коллекция готова, мы фотографируем её для лукбука, рассылаем по магазинам и ждём реакции. В коллекции может быть, например, девять моделей в четырёх цветах. Не обязательно, что каждая из этих 36 вещей будет произведена больше, чем в одном экземпляре.

Выбор вещей

Байеры магазинов обычно хорошо знают своих покупателей и понимают, что те будет готовы у них купить. Одни берут в основном базовые классические вещи, другие, наоборот, выбирают более экстравагантные модели. Сначала заказывают пробную партию, затем, ориентируясь на спрос, закупают что-то дополнительно. У нас нет склада, на котором мы храним вещи, потому что мы всегда отшиваем определённое количество под конкретный заказ.

Постепенно мы поняли, какие модели уходят лучше всего, поэтому выделили отдельную линию Gills Classic. Это вещи, которые пользуются постоянным спросом вне зависимости от сезона. Если присмотреться, у всех мировых брендов есть своя база моделей, которую они воспроизводят год от года. Пиджак Chanel, классический свитшот Carhartt, туфли-лодочки. Это проверенные вещи, к которым можно добавить карманчик или поменять ткань, но по сути они всегда одни и те же. Самая продаваемая модель adidas - это классический чёрный спортивный костюм «три полоски». Бренды всегда зарабатывают на самых простых, базовых вещах. То же касается цвета: чёрный и серый всегда идут на ура, особенно в России. Мой бренд также основан на универсальных вещах и монохромной палитре. Из тканей я для работы выбрала футер, потому что именно его я чувствую лучше всего.

У меня есть принцип: я никогда не буду делать просто красивую вещь, на которой не смогу заработать. Когда я придумываю красивую и простую модель, я смотрю на то, попадает ли она в тенденции, считаю себестоимость её производства и высчитываю, за сколько она будет продаваться в магазинах. Если я понимаю, что за такую цену её никто не купит, она сразу перестаёт мне нравиться и я от неё отказываюсь.

Фотографии: Яся Фогельгардт

С каждым, даже не годом, а днем конкуренция становится все сильнее и сильнее. Появляются компании-гиганты, которые откусывают большой кусок пирога из клиентов под сливками.

Появляются мелкие конкуренты, которые тоже отщипывают десертной ложкой кусочек рынка.

Для того, чтобы не проиграть в этой гонке, есть более 5000+ способов маркетинга.

Но если Вы планируете идти долго и стабильно, то Вам пора заниматься не только фишками, но и более долгосрочными задачами. А именно, задуматься о том, как создать бренд из своей компании.

Если Вы думаете, что под словом “бренд” подразумевается процесс создания логотипа или слогана, то Вы ошибаетесь.

Всё намного глобальнее, чем кажется. Также если Вы думаете, что бренд - это пафос и огромное количество денег на , спешу Вас разочаровать.

Зачастую этим грешат известные компании, которые агрессивно продвигают свой бренд в массы.

На самом деле под словом бренд скрывается гораздо больше: , ценности компании, ее узнаваемость среди потребителей и т.д..

Всё это часть того, почему клиент принимает решение о покупке именно у Вас.

И, как уже сказал, если Вы планируете заниматься бизнесом “в долгую”, то без создания собственного бренда никуда. Хотя в начале своего маркетингового пути я думал совсем иначе.

Оно мне надо?

Давайте сразу. Если Вы не хотите создавать свой бренд, то либо рынок Вас заставит это сделать, либо скинет со своей орбиты.

Естественно, Вы можете получать небольшие деньги от продаж и без бренда. Такая тоже имеет место быть.

Но если Вы посмотрите на крупных игроков, то среди них не найдёте ни одного, который работает без него.

У Вас уже есть компания, название и возможно даже логотип. Если Вы работаете достаточно давно, то имеется фирменный стиль, а может даже и .

Навскидку можно сказать, что у Вас есть созданный бренд. Ну что же, давайте проверим не на глазок, а всё по науке.

Прямо сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы ниже, чтобы оценить, кто из нас получает конфету за правоту в своих размышлениях:

  1. У Вашей компании есть миссия? Какова ?
  2. Вы знаете своих клиентов? Кто они? Как они относятся к Вашей компании?
  3. Какие преимущества есть у Вашей продукции и компании?
  4. Какое впечатление о Вас должно оставаться у клиентов?

Стоп! Тут встает вопрос: “Почему при оценке бренда упоминается миссия, ценности, клиенты, выгоды, а также впечатление?”.

Все вопросы какие-то философские, без конкретики, это правда. Потому что само понятие “бренд” в мире часто неправильно трактуют.

Для большинства предпринимателей это просто логотип и слоган, который везде рекламируется. Но на самом деле это гораздо шире.

Бренд - это ассоциации, представления, фантазии: и даже эмоции, которые возникают в голове потребителя при упоминании Вашей компании.

По факту, это всплывающая в голове абстракция, которая как раз и создается за счет логотипа, цветов, слоганов и прочего.

Что нужно для разработки бренда компании мы обсудим в следующей главе. Все-таки статья должна быть с четкими инструкциями, а не отрывочными знаниями.

Но перед этим я хочу Вас предупредить. Создать бренд компании - это лишь малая часть большой задачи, которая называется брендинг.

Брендинг - это работа над созданием и “раскруткой” бренда для создания положительного имиджа и ассоциаций в умах потребителей.

Если у Вас получится сделать всё по феншую, то результат сделает из Вас короля медной горы. Риск будет оправдан списком плюсов, которые Вы получите, пройдя эту объёмную работу. Вот некоторые из них:

  1. Правильное восприятие Вашей компании;
  2. Повышенная узнаваемость среди конкурентов;
  3. Уменьшение просадок во время кризиса;
  4. Рост числа лояльных покупателей;
  5. Повышенная лояльность сотрудников.

Всё это ведёт не к мифическим выгодам, а к вполне измеримым, которые отразятся на лицевом счёте компании.

Поэтому процесс создания нужно начинать сейчас, хотя нет, начинать нужно было ещё вчера. И причина всего этого одна.

Дорога - длинною в жизнь

Плохая новость. Брендинг подразумевает довольно долгую последовательность действий по развитию компании.

Никто точно не знает что нужно для создания сильного бренда на века. Эта работа с размытыми границами. Единственное, что нам известно, что она происходит в 5 направлениях:

  • Бренд-позиционирование. Именно здесь зарождается бренд. Какое он будет занимать место и к чему будет идти компания. Вспомните знаменитого Стива Джобса и его компанию Apple.

    Если Вам проще, то можете разделить бренд на: продукт, место, цена и продвижение. Это если совсем грубо.

    А что делать-то?

    Важно понимать конкретный алгоритм создания, последовательность шагов и действий, которые приблизят Вас к сильному бренду.

    Мы с Вами рассмотрели направления, которые в целом описывают ситуацию. Сейчас каждый рассмотрим под микроскопом.

    И определим 11 шагов (все книги сводятся к ним), каждый из которых отвечает за одно из ранее изученных направлений.

    Большая идея

    То, для чего создается бренд и какой образ компании будет с его помощью продвигать.

    Ещё это можно назвать ключевым сообщением, которое Вы будете доносить до своих клиентов во всех своих коммуникациях.

    В нашем случае это “только комплексный подход (маркетинг, продажи и персонал) выведет компанию на стабильные и прогнозируемые продажи”.

    Пример 1: Компания обуви “Geox” транслирует идею здоровой обуви. Помимо того, что она сделана из качественных материалов, она сделана с учётом физиологических особенностей человека.

    И в этой борьбе правильно созданный бренд становится довольно неплохим подспорьем и оружием, который, пусть и в долгосрочной перспективе, но все же обеспечит компании рост и лояльность со стороны потребителей.

Поделиться: