Теория организаций. Основы теории организации Свойства организации как системы

Т.А. АКИМОВА

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент»

Москва 2003

^ Издательство: Юнити

Год издания: 2003

Учебное пособие и методические материалы по дисциплине "Теория организации" федерального компонента цикла ОПД.Ф.04 составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 061100 "Менеджмент организации" и учебным планом подготовки менеджеров в области коммерческого использования интеллектуальной собственности. Пособие состоит из пяти разделов: разделы 1-3 посвящены изучению теоретических основ организации, в разделах 4-5 рассматриваются прикладные аспекты организации. К каждому разделу разработаны тесты и контрольные задания.

1.2. Понятие организации

1.3. История взглядов на сущность организации

^ 1.4. Формирование научных концепций организации

1.5. «Всеобщая организационная наука. Тектология» А.А. Богданова. Краткие комментарии

1.6. Логическая схема изучения теории организации. Задачи курса

Глава 2. Системный подход в теории организации

^ 2.1. Эволюция понятия «система»

2.2. Системный подход и системный анализ. Определения

2.3. Иерархии материальных систем. Классификация систем

2.4. Общие свойства сложных систем

^ 2.5. Системные связи и системное поведение

2.6. Социальная организация как система

Раздел II. Организация и управление

Глава 3. Сущность экономической организации

^ 3.1. Общая характеристика организации

3.2. Типология и классификация организаций

3.3. Основные организационно-правовые формы предприятий

3.4. Ключевые элементы современной организации

^ 3.5. Макроокружение и деловая среда организации

3.6. Жизненный цикл организации. Концепция двух S-образных

Глава 4. Управление и информация в теории организации

^ 4.1. Понятие управления. Краткая история общих представлений

4.2. Основные модели генезиса систем управления

4.3. Системно-кибернетический подход и информация в теории организации

4.4. Механизм управления самоорганизующихся систем

^ 4.5. Уровни организации, информация и энтропия

4.6. Примеры визуальных организационных моделей

Глава 5. Самоорганизация и самоуправление

^ 5.1. Введение в понятие «самоорганизация»

5.2. Два подхода к исследованию самоорганизации

5.3. О взаимоотношениях между процессами целенаправленной организации и самоорганизации

5.4. Основные типы самоорганизующихся систем

^ 5.5. Самоорганизация мировой экономической системы кривых

Раздел III. Основные законы и принципы организации

Глава 6. Общие основания законов организации

^ 6.1. Введение в понятия: зависимость, закон, закономерность

6.2. Наиболее общие законы природного мира

6.3. Основные требования к законам организации

Глава 7. Законы и принципы организации

7.1. Закон самосохранения

^ 7.2. Закон развития

7.3. Закон синергии

7.4. Закон информированности - упорядоченности

7.5. Закон единства анализа и синтеза

7.6. Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

Раздел IV. Структура, коммуникации и культура организации

Глава 8. Организационная структура и ее эффективность

^ 8.1. Понятие и принципы построения организационных структур

8.2. Типология организационных структур управления

8.3. Традиционные организационные структуры управления

8.4. Современные тенденции эволюции организационных структур

Глава 9. Коммуникации в организации

^ 9.1. Понятие о коммуникациях. Значение коммуникаций в организации

9.2. Взаимосвязь коммуникаций и информации. Элементы коммуникаций

9.3. Использование коммуникаций при реализации новых идей

9.4. Противоречия при коммуникациях, управление противоречиями

Глава 10. Организационная культура

^ 10.1. Понятие, структура и сущность организационной культуры

10.2. Основные признаки и функции организационной культуры

10.3. Механизмы организационной культуры

10.4. Деловая стратегия и организационная культура

Раздел V. Современные формы организации бизнеса

Глава 11. Основные формы интеграции бизнеса

^ 11.1. Тенденции интеграции бизнеса

11.2. Корпоративные организации

11.3. Финансово-промышленные группы

11.4. Транснациональные компании

11.5. Международные совместные предприятия

^ 11.6. Кэйрэцу - эффективная форма интеграции бизнеса в Японии

Глава 12. Основные формы организации инновационной деятельности

12.1. Формы интеграции науки с производством

12.2. Малый бизнес и основные условия его развития

^ 12.3. Рисковый бизнес и его особенности

12.4. Перспективы развития наукоемких производств в России

Глава 13. Проектирование организационных систем

^ 13.1. Системный подход в организационном проектировании

13.2. Основные задачи и этапы организационного проектирования

13.3. Методы организации инновационного процесса

Глава 14. Развитие организационно-управленческой мысли

^ 14.1. Тенденции развития мировой экономической системы

14.2. Основные признаки преуспевающих компаний

14.3. Оценка уровня организации российской экономики с позиций системного подхода

^ 14.4. Функциональный аудит и международные стандарты - новое направление организационно-управленческой мысли

Приложение 1. Тесты

Приложение 2. Контрольные вопросы по разделам учебного курса

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава 1. Теория организации и ее место в системе знаний

У кого есть ум, чтобы понимать, и воля, чтобы реагировать, для того не может остаться сомнений: необходимо собрать и стройно связать разрозненный организационный опыт человечества - необходимавсеобщая организационная наука.

А.А. Богданов (1912 г.)

1.1. Теория организации: основные определения

1.2. Понятие организации

1.3.История взглядов на сущность организации

1.4. Формирование научных концепций организации

1.5. «Всеобщая организационная наука. Тектология» А.А. Богданова. Краткие комментарии

1.6. Логическая схема изучения теории организации. Задачи курса

^ 1.1. Теория организации: основные определения

Мы часто сетуем на беспорядок в мыслях, вещах, житейских делах, государстве, но полное отсутствие какой бы то ни было организации невозможно себе представить, в нашем мире все организовано. От атома до Вселенной, от вируса до биосферы, от единичного сигнала до Интернета, от пары торговых партнеров до всемирной корпорации - все имеет свою организацию. Мы, вероятно, знаем ничтожно мало об организации мира, но и то, что мы знаем, позволяет думать о существовании общих законов организации всех вещей и явлений.

Организованность всегда сопровождала человеческую деятельность. Для отдельного человека организация поведения, последовательность действий, логика поступков определяют успех в жизни. С доисторических времен люди вынуждены были организовывать свою деятельность, чтобы выжить. Организация взаимодействий между людьми в процессе труда, при производстве, обмене и использовании ценностей, т.е. согласование интересов и личных целей для достижения общей цели создает общество и цивилизацию. Организационные процессы пронизывают все виды деятельности человека в экономической, социальной, политической, духовной, идеологической, семейно-бытовой и других сферах. Там, где присутствует необходимость согласования действий двух или более людей для достижения какой-то цели, уже можно говорить об организации. Здесь следует подчеркнуть понятия согласованность и цель как важнейшие атрибуты организации.

Теория организации - это область научного знания об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития организаций как сложных динамических систем, имеющих цель.

Эта формулировка требует анализа. Прежде всего, почему теория? Ведь в контексте дисциплин, которые изучают будущие экономисты, управленцы, менеджеры, организация воспринимается как нечто, относящееся сугубо к человеческой практике. Дело в том, что практика организации необычайно многообразна, а процессы, цели и объекты организации имеют различную степень сложности. Человечество хранит и систематизирует свой организационный опыт, который концентрируется в виде обычаев, правил, традиций. Все определяется и регулируется этими правилами: организация общины, технические приемы организации вещей, организация идей. Организационный опыт - это и есть весь опыт человечества, взятый с организационной точки зрения. В начале прошлого века один из основоположников организационной науки А.А. Богданов пишет: «...Чем больше общество растет и развивается, тем сильнее и болезненнее для него оказывается его неорганизованность в целом. Гигантская масса живых активностей, в нем непрерывно накопляемая, все труднее, все менее совершенно сохраняет свое равновесие. Острые и хронические болезни социальной системы - бедствия ожесточенной конкуренции, кризисы местные и мировые, возрастающая напряженность борьбы между нациями из-за рынков, безработица, беспощадные классовые конфликты - все это вместе образует грандиозное расточение общественных сил и создает атмосферу всеобщей неуверенности в будущем. Это грозные проявления общих дезорганизационных процессов, и борьба с ними при помощи методов частичного характера, какими располагает специализация, по самому существу обречена на безуспешность.

Таким образом, самый ход жизни все настоятельнее и неуклоннее выдвигает организационные задачи в новом виде - не как специализированные и частичные, а как интегральные...» .

Необходимо обобщение этого огромного опыта, накопленного человечеством, и выработка достаточно универсальных практических рекомендаций. Необходима теория как совокупность принципов и идей, обобщающих практический опыт и образующих основу науки организации.

Теория - это внутренне непротиворечивая система эмпирических обобщений и построенных на их основе логических принципов и законов, имеющая эвристическую и прогностическую способности.

Устройство организаций чрезвычайно разнообразно и зависит от их целей и функций. (Позднее мы рассмотрим типизацию организаций.) Сейчас следует только отметить, что от «искусства устроения» (от греч. tekto - строю, созидаю) произошло название тектология. Основополагающие принципы тектологии - «всеобщей организационной науки», сформулированные в начале прошлого века А.А. Богдановым (1912 г.), а также достижения теории систем, кибернетики и синергетики позволяют вывести теорию организации на одно из ведущих мест в современной науке. Закладка основ науки, объединяющей организационный опыт человечества, науки жизненно необходимой - дело огромной важности. Далее в приведенной формулировке говорится об «образовании... сложных систем». Эго звучит недостаточно определенно, размыто. Понятие организации обычно предполагает, что существует субъект организации, креативное и организующее начало, организатор (Бог, царь, герой, оргкомитет, «просто Вася» и пр.). Он может выполнить целенаправленные действия по организации: подготовить, учредить, основать, упорядочить, объединить, обеспечить устойчивое существование, управлять и т.п. Но теория организации сталкивается с многочисленными и разнообразными случаями, когда нет явного присутствия целеустремленного «организатора» и «управляющего» и когда происходит самоорганизация системы.

Часто эти различия трактуются следующим образом. Если основной источник изменений организации находится внутри самой системы, то данную систему можно считать самоорганизующейся. Если же организационный процесс обусловлен внешним управлением, то можно говорить об управляемости системы как способности откликаться на это управление. Но классификация по критерию «внутри- снаружи» неверна. Тот факт, что империя, Газпром или контора вторсырья имеют сидящих внутри боссов и управляются изнутри, не может служить примером самоорганизации. Самоорганизация в чистом виде - это случаи, когда нет никакой выделенной структуры или устройства управления, никакой администрации, никакого начальства, когда все элементы организации относительно равноправны в плане импульсов или мотивов организации. Вместе с тем самоорганизация отнюдь не предполагает полного отсутствия внешних по отношению к организующейся системе сил. Так, поток солнечной энергии, внешний по отношению к планетарной среде Земли, организует (да, именно организует!) устойчивые круговороты веществ в атмо-гидро и биосферах. Примерами самоорганизации могут служить различные варианты свободного рынка с балансом спроса и предложения, системой ценообразования, демографическая динамика, поведение толпы, многие природные процессы, функционирование экологических систем и биосферы. Поэтому в указанной формулировке приходится пользоваться обтекаемым понятием «образование систем», сохраняющим универсальность. Впрочем, в реальных системах чаще всего наблюдается сочетание направляемой (кем-то извне или изнутри) организации и самоорганизации.

По этой же причине, называя объекты организации, нельзя ограничиться только людьми или группами людей, хотя в большинстве случаев, когда речь идет об организации управления, производства, торговли, здравоохранения, науки, образования, безопасности, вооруженных сил и пр., объектами выступают именно люди. Однако есть еще такие объекты организации, как природные ресурсы, производительные силы, технологические процессы, финансовые потоки, товарообмен, информация - как таковые, не опосредованные субъектами. Любая организация в известной степени иерархична; элементами системы организации всегда служат системы другого уровня - подсистемы. Отсюда понятно определение организации именно как сложной системы. При этом критерием сложности служит не столько число объектов (элементов) организации, сколько число, разнообразие и динамичность функциональных связей между ними, а также способность составных частей организации и организации в целом к актам выбора и решения.

Теория организации как учебная дисциплина необходима для обеспечения качества специальной теоретической подготовки экономистов и управленцев и эффективности организаторской деятельности специалистов и управляющих, как работающих на предприятиях и в учреждениях различных форм собственности и отраслей народного хозяйства, так и служащих в государственных, центральных и местных органах управления. Овладение основами теории организации позволяет видеть любую проблему через систему организационных отношений и находить путь к ее решению через организационно-конструктивную работу.

Теория организации является своего рода философией организаторской деятельности. Она вооружает знанием организационных законов, принципов, правил, требующих для выработки современного организаторского мышления, умения практического осуществления. Знание теории организации служит для выработки навыков системного и комплексного подходов к решению практически значимых задач.

Теория организации не только нужна как фундамент, в котором закладываются общекультурологические, мировоззренческо-методологические элементы подготовки будущего специалиста в области менеджмента, но и дает конструктивное знание в форме определенных методов, приемов и способов, знание, необходимое для поиска решений конкретных организаторских задач.

Предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности. Именно в процессе сотрудничества можно достичь наиболее высоких результатов и направить коллективные усилия людей для реализации общих целей.

Цель курса «Теория организации» является изучение законов и закономерностей возникновения, функционирования и развития организации при рассмотрении ее как социальной системы.

В учебном пособии представлено краткое изложение лекций по курсу «Теория организации» и может быть использовано студентами в комплексе с «Дизайном по курсу теория организации». Закрепить и проверить полученные знания можно с помощью тестов и практических заданий, опубликованных в учебном пособие «Методические указания по изучению курса «Теория организации» при модульной системе обучения», продемонстрировать самостоятельность в подготовке и обсуждении вопросов выделенных для самостоятельной работы.

Лекция 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний.

    Предмет и метод теории организации.

    Первые представления о теории организации.

    Понятие «организация».

    Организационные теории.

    Модели организаций.

Теория организации – система научных знаний, обобщающая организационный опыт и отражающая сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития.

Предмет теории организации – как общие так и частные закономерности, действующие в сложных организационных системах, организационные отношения, закономерности, формирующие связи и взаимодействия между различными целостными образованиями и их структурными составляющими.

Теория организации предполагает макроисследование организаций, поскольку здесь за единицу принимается организация в целом. Нахождение оптимального варианта координации ее ресурсов было и остается основной целью науки управления.

Исторически можно проследить эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность самих организаций, роль и основные критерии, применяемые для оценки деятельности различных организационных структур. Эти теории появились вместе с тектологией А. Богданова, но независимо от нее. Организационные теории ставили задачей разработку принципов, правил, рекомендаций, процедур управленческой деятельности в каждый конкретный момент, тогда как для тектологии было важно обнаружить объективные организационные механизмы, которые не изменялись бы в разных ситуациях.

Инструментом теоретического исследования является научный метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение). Под методом понимается упорядоченная деятельность по достижению оп­ределенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности.

Основополагающая задача теории организации - изучение влия­ния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функцио­нирование организации, на происходящие в ней изменения, на обес­печение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.

Рассмотрим место теории организации в связи с такими науками, как: пси­хология, социология, социальная психология, антропология и экономика.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наиболь­шей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуу­ма, определение возможностей изменения поведения людей. Психо­логия выявляет условия, мешающие или способствующие рациональ­ным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосред­ственно связаны с поведением человека в организации.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отно­шения между собой. Принципиально важным является изучение груп­пового поведения, особенно в формальных и сложных организациях.

На вопросы, возникающие в процессе функционирования органи­зации дает ответы сравнительно новая научная дисциплина - социальная психология . При изучении межлич­ностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу измене­ния позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения ин­дивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культу­ры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым оп­ределенными стереотипами сознания и поведения.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организа­ций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внеш­них взаимодействий. Исследования отношений собственности, ры­ночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономи­ческих аспектов функционирования субъектов хозяйствования, про­блем эффективности и ее измерителей, методов экономического сти­мулирования имеют непосредственное отношение не только к ори­ентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной дея­тельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юри­дической наукой , изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосред­ственное влияние на формирование ключевых разделов теории орга­низации оказывают такие отрасли юридической науки, как граждан­ское, трудовое и хозяйственное право.

Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оператив­ности принятия, реализации и контроля управленческих решений.

Важнейшим методом исследования теории организации является индукция - логи­ческое умозаключение от отдельных фактов к обобщению. Иссле­дование исторически и логически начинается с выделения определенного объекта - « отдельного» и рассмотрения в нем «общего» и «особенного». Индукция реализуется в трех основных формах:

    обобщающе-описательной;

    статистической;

    абстрактно-аналитической.

Обобщающе-описательная форма предполагает, что все взаимо­связи достаточно символичны и необходимо найти формулировку, Ц подходящую для множества разнородных элементов.

Статистическая форма заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Она позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных системах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации.

Абстрактно-аналитическая форма помогает сформулировать законы явлений, их взаимосвязи и постоянные тенденции. По существу, абстрагирование является высшей ступенью исследования. Благодаря ему происходят отвлечение, удаление осложняющихся моментов, «оно обнаруживает в чистом виде основу данных явлений, т.е. именно ту постоянную тенденцию, которая скрыта под их видимой сложностью». Для того чтобы понять закономерность явления, конкретность долж­на раскрываться под безразличными символами.

Началом научного становления организаторской мысли в обществе считается период, связанный с жизнью и творчеством древнегреческого философа Платона (427 – 347 гг. до н.э.). В классических трудах Платона «Государство», «Законы», «Политика» заложены основы не только философии, но и организации государства и права.

Озабоченный проблемой «лучшей жизни людей», Платон пытался решить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум. Платон проводил аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Справедливость по Платону – возможность заниматься своими делами и не вмешиваться в дела других, а это требует иерархической подчиненности во имя целого. Он полагал, что в справедливых государствах иерархия устанавливается с самого рождения и ее нельзя изменить.

Рассматривая формы государственного правления, Платон выделял следующие: монархия, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, причем Платон считал справедливыми только монархию и аристократию. Другие же рассматривал как длительную междоусобицу.

По его мнению, для управления государством не годятся как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено заниматься самоусовершенствованием.

В идеальном государстве пытаются устранить богатство и бедность: одно ведет к роскоши, другое – к низостям и злодеяниям. Платон выделял 4 добродетели идеального государство:

    мудрость – здравые решения (знание помогает рассуждать);

    мужество – некая сохранность;

    рассудительность – нечто вроде порядка, власть над определенными удовольствиями и вожделениями.

    справедливость – занимайся своим делом и не вмешивайся в чужие.

Большое значение философ придавал единству, которое прочно скрепляет государство в монолитное целое.

В своих работах Платон затронул важные вехи организации государства, что несмотря на утопичность его идей, дало свои плоды.

Ученик Платона Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в работах «Метафизика», «Этика», «Категории» продолжил поиск принципов и закономерностей упорядочения жизни людей в обществе. Первенство и главенство формы над содержанием (т.е. материей) души над телом, ума над чувством, права над бесправием и производством, добра над злом в высшей степени свойственно как первой, так и второй философии Аристотеля.

Самым высшим выражением человеческой культуры и Платон, и Аристотель признавали общественно-полезную политическую деятельность.

Аристотель апеллировал к здравому смыслу, опору видел к гармонии, заложенной природой, утверждал самостоятельность личности и независимость разума от божественной предопределенности, что особенно важно в государственной, политической сфере.

По Аристотелю, единство недостижимо в принципе, поскольку лишь индивид – неделимая частица, а государство есть некая множественность, составная сложность разнородных в своей основе элементов.

Аристотель ввел классификацию форм политического устройства, включающую три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия) модели организации деятельности людей. При этом он не считал государством истинной добродетели ни монархию, на аристократию. Многолетние исследования и накопленный опыт убедили его в оптимальности политии – конституционной умеренно-демократической республики.

Следует отметить, что еще раньше Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) стремился упорядочить общественные процессы, систематизировать знания о рациональной организации общества. Он разработал концепцию благородного человека не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию.

Нехватка стабильности и влияние бюрократии предопределили появление и направленность конфуцианства.

В основу будущего учения Конфуция легло несколько этико-философских концепций.

В концепции Жень (гуманность, человеколюбие) и Ли (правила, этикет) - эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.

Вторая концепция, суть которой – «быть преданным (честным сановником, почитать правителей», охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.

Третья концепция Чжун-Юн известна как «следование среднему пути», в котором Конфуций предостерегал от увлечения крайностями.

Согласно разработанной Конфуцием схеме государственного устройства управление государством и обществом базировалось на правилах, которым он придавал большое значение:

    жесткое регламентирование службы в государстве;

    организация государственного аппарата как единой семьи.

    учет всех противоречий при принятии решений;

    разделение руда;

    кастовость управления.

Таким образом, Конфуций еще две с половиной тысячи лет назад высказал универсальные организационные идеи, которые применяются и сегодня.

Термин «организация » (от лат – сообщать стройный вид, устраивать) интерпретируется в науке как достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте.

Организацию характеризует упорядоченность частей, которые образуют единство, обратное воздействие таково, что целое содействует сохранению частей.

Приведенные определения дают основания рассматривать организацию и как процесс упорядочивания элементов, и как субъект общественной деятельности.

С научной точки зрения понятие «организация» имеет несколько смысловых значений:

    организация как совокупность, как система взаимоотношений, видов деятельности, прав, обязанностей, ролей которые имеют место в процессе совместного туда. В этом случае организация рассматривается как система с объективированной структурой;

    организация как явление – это физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели.

    организация как процесс – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

    организация как социум рассматривает организацию как группу людей с общими целями, организация – это социальная общность.

Организации могут быть как формальными, так и неформальными.

Формальные организации - это организации, которые официально зарегистрированы и действуют на основании существующего законодательства и установленных регламентов.

Неформальные организации - организации, которые действуют вне рамок законодательства, при этом группы возникают спонтанно, но люди взаимодействуют друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют в каждой формальной организации.

В последние десятилетия изучение организаций стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями различных научных дисциплин. Оно постепенно превратилось в самостоятельную научную область – теорию организации.

В рамках теории организации выделяют следующие теории:

Классическая организационная теория - стала первой системати­зированной теорией, предложившей механистические конструкции, использование которых обязательно должно обеспечить организации эффективное функционирование. Классическая теория организации базируется на следующих пред­посылках:

    функциональная иерархия;

    вертикальная и горизонтальная специализация;

    приоритет внутренних факторов производства по отношению к сфере потребления;

    труд и капитал - основные движущие силы в экономике. Основу классических представлений об организации составляет так называемый механистический подход, предполагающий, что орга­низация является отлаженной машиной.

Основной вклад в становление классической организационной теории принадлежит Ф. Тейлору. Значительность вклада Ф. Тейлора заключается в широкомасштаб­ном применении аналитического метода к совершенствованию управле­ния производством. Ставя главной целью максимальное увеличение про­изводительности труда, он предусматривал конкретные рациональные мероприятия. Нельзя не заметить в его подходе преобладание механицизма, сугубо формальную трактовку социальной организации в условиях производства, принципиально отвергающую отношения, не предписан­ные служебным, функциональным содержанием.

Классическая теория подходила к роли человека в организации механистически, трактуя индивида не как субъекта, а просто как фак­тор производства, при этом его социальная природа совершенно игно­рировалась или искажалась.

Теории организационного поведения . Классическая организационная теория позволяла установить технико-экономические связи и зависимости различных факторов производства. Однако при этом недостаточно учитывались роль и значе­ние человеческого фактора. Этим обусловлено формирование новой организационной теории. Критерием успешности работы, согласно теории человеческих отношений, считается повышение эффективности организации за счет совершенствования человеческих ресурсов.

Дальнейшее развитие организационных теорий сопровождается настойчивыми попытками объединить классическую организацион­ную теорию и теорию человеческих отношений.

Примером такого синтеза служит теория адми­ нистративного поведения, идеи которой были предложены Ч. Бер­нардом и Г. Саймоном.

Ч. Бернард предложил теорию власти, назвав ее элементами формальной организации. Он увязывал власть с обме­ном информацией. По его мнению, власть воспринимается работника­ми тогда, когда команды считаются законными, легитимными и необ­ходимыми. Ему принадлежит знаменитая теория восприятия, согласно которой руководителя наделяют властью люди, которые хотят, чтобы ими управляли.

Г. Саймон рассматривал организации как системы в которых люди являются «механизмами, принимающими решения». Сущность деятельности управляющих, администраторов, их власти над подчиненными заключается в создании фактических и ценностных предпосылок, на которых основываются решения каждого члена орга­низации.

В целом теория административного поведения делает акцент на важность правил и установленных порядков, направленных на под­держание рационального поведения внутри организации.

Теория институтов и институциональных изменений . Институциональная теория пытается ответить, почему органи­зации принимают те или иные формы и насколько они могут быть по­хожи одна на другую.

Институты - это разра­ботанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также фак­торы принуждения, структурирующие взаимодействие людей.. Теория институционального развития подчеркивает, что крупные институцио­нальные изменения происходят медленно, поскольку институты являются результатом исторических перемен, формирующих индивидуальное по­ведение. Новые институты появляются тогда, когда общество усматри­вает возможность получить прибыль, которую невозможно получить в ус­ловиях существующей институциональной системы.

С институциональной точки зрения устройство организаций рассматривается не только как рациональный процесс, но и как процесс внешнего и внутреннего давления, в результате кото­рого организации одной области со временем становятся похожи друг на друга. Исходя из этого стратегический выбор или попытка контро­ля над членами организации рассматриваются как обусловленные ин­ституциональным порядком сообщества, в которое входит органи­зация.

Популяционно-экологическая (эволюционная) теория. Данное направление предлагает перенести аналогии из сферы биологической эволюционной теории в область теорий организации. Объектом исследования выступают популяции орга­низаций, которые характеризуются общей структурой, т.е. организаци­онной формой

Представители популяционно-экологической теории утверждают, что факторы окружающей среды выбирают те признаки организаций, которые наи­лучшим образом подходят для окружающей среды. Иначе говоря, орга­низация подстраивается под окружающую среду, в то время как по­здняя сама выбирает, каким организациям существовать дальше.

Тектология Богданова. Основная идея тектологии состоит в тождественности природных и общественных явлений с организационной точки зрения. Каждый элемент природы или общества необходимо рассматривать как систему, для которой важны как отношения между частями, так и отношения целого с внешней средой. Главным для тектологии А. Богданов считал установление объективных закономерностей возникновения, функционирования и разру­шения систем или организационных комплексов.

А. Богданов рассматривал орга­низацию как целое, которое больше суммы своих частей. Организация, по Богданову,- это сеть процессов производства ее со­ставляющих, а структура - особый пространственно-временной об­раз произведенных составляющих.

Модели организаций, определяющихся соответствующими организационными теориями:

механистическая модель - (Ф. Тейлор, А. Файоль, М.Вебер);

естественная организация - (Т.Парсонс, Р.Мертон, А.Этциони);

Функциональные организации рассматриваются, как объективный самосовершенствующийся процесс, в котором присутствует, но не преобладает субъективное начало. Цель- лишь одно из оснований функционирования организации;

организация община - (Э. Майо). Главный регулятор функционирования - принятые в организации нормы поведения;

социотехническая модель - (А.Райс, Э.Трист). Основана на зависимости внутригупповых связей от технологии производства;

интеракционистичесая модель - (Ч. Бернард).Организация рассматривается как система длительных взаимодействий между ее членами, которые вносят в организацию собственные ожидания и ценности;

кибернетическая модель – (С.Бир, Д.Форрестер, С.Янг). предполагает построение полной математической модели организации с учетом многочисленных обратных связей;

институциональная модель - (Д.Нордт). Формы и поведения организации определяется обычаями, традициями нормами;

конфликтная модель - (Р.Холл) организация имеет много противоречивых целей и действует в условиях противоречивых интересов различных членов организации и ее групп;

органическая модель - (Т.Бернс, Д.Сталкер). Общество сравнивается с живым организмом, в котором все части взаимозависимы. Данная модель предполагает процессы саморегуляции, позволяющие сохранять относительно постоянными свойства и функции организации в быстро меняющейся внешней среде;

процессная модель - (А.Богданов). Общество рассматривается как непрерывный процесс соединений (ассоциаций) и разъединений(диссоциаций), общество не имеет устойчивой структуры;

проблемная модель - (В.Франчук). Проблемы организации рассматриваются не как препятствия, а как выражение естественных потребностей и возможностей их реализаций. Проблемная организация характеризуется гибкостью, способностью к перестройке и нестабильных условиях, например при переходе к рыночной экономике, механизм организации будет работать более отчетливо, в том числе и в структурном выражении. По сравнению с целевой моделью, проблемная модель более полная и общая, т.к. распространяется не только на искусственные, но и на естественные организации.

Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих организаций, поведение организаций и их связь с внешней средой.

Теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания и развития организации как единого целого. Положения теории организации базируются на экономических законах и законах ряда наук: теории систем, кибернетики, теории управления и др. Вместе с тем эта наука опирается и на специфические, присущие только ей законы и закономерности. В теории организации сформулированы принципы, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие организаций.

Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой объект и предмет исследования, свой понятийный аппарат. Объект – это явление, которое исследует та или иная наука. Объектом теории организации являются социальные организации, т. е. организации, объединяющие людей. Предмет науки определяет то, чем занимается данная наука, какие стороны объективной действительности она изучает. Предметом теории организации как науки являются организационные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместного труда в организациях различного типа.

Организационные отношения – это отношения:

1) выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов трудовых процессов;

2) между людьми, возникающие по поводу совместного труда работников;

3) обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организаций и отношениями собственности.

Общим методом науки «теория организации» является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, под которым понимается систематизированный метод мышления, в соответствии с которым процесс принятия и обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении общей цели множества подсистем, планов их развития, а также показателей и стандартов работы. Практическое значение теории организации состоит в выработке форм, методов и условий, реализация которых способна обеспечить эффективное построение, функционирование и развитие организаций.

2. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СИСТЕМЫ

Для удовлетворения потребностей общества, разных групп населения в материальных и духовных благах, бытовых услугах, охране здоровья, воспитании детей, образовании общество создает специальные учреждения – организации, являющиеся органическими ячейками общества и самой массовой формой объединенного труда. В них реализуются производственные, социальные и экономические отношения, концентрируются основные трудовые ресурсы страны, ее технико-технологическая база и финансовые средства.

Организация – это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач и осуществления определенных целей. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее, с учетом этих целей выбираются форма и устройство организации. В организацию входят ее участники, члены, работники, поскольку организация – это не один человек, а общность людей, причем людей, не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их. Люди объединяются в организации потому, что цели, которые они ставят перед собой и которые важны для каждого из них, не могут быть достигнуты никем из них порознь. Только интеграция целей отдельных членов организации позволит достичь целей самой организации.

Системой называется организованное сложное целое, совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное, единое целое.

Иначе говоря, под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами. При такой трактовке системами являются:

1) машины, собранные из множества деталей и узлов;

2) человеческий организм, образуемый совокупностью клеток;

3) предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей, машины и т. д.

Рассмотрим такие термины, как «объекты», «свойства», «связи». Объекты – это части или компоненты системы. Такая сложная система, как предприятие, включает в себя цехи и участки, станочный парк, коллективы людей и т. д. Свойства – это качество параметров объектов, а качество есть внешнее проявление того способа, с помощью которого получается знание об объекте или которым объект вводится в систему. Свойства позволяют описывать объект количественно, выражая его в единицах, имеющих определенную размерность. Связь – это то, что соединяет объекты и свойства в единое целое. Без связей система не может функционировать.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ И ИХ СВОЙСТВА, ОКРУЖАЮЩАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Системы могут быть физическими и абстрактными. Физические системы состоят из изделий, оборудования, людей и т. п., абстрактные отличаются тем, что в них свойства объектов существуют только в уме исследователя, представляя собой символы. Выделяются также искусственные и естественные системы: искусственные системы созданы человеком, естественные существуют изначально, независимо от усилий человека.

Могут быть выделены технические, биологические и социальные системы: технические системы – это технические устройства (машины, приборы) или технологические процессы, основанные на применении тех или иных технических средств; биологические системы – организмы людей, животных и т. п.; социальные системы объединяют людей, в их функционировании человек играет активную роль.

Системы обладают некоторыми свойствами. Во-первых, большинство систем являются открытыми, т. е. обмениваются с окружающей их средой веществом, энергией, информацией. Во-вторых, многие системы обладают свойством адаптации, т. е. способностью реагировать на окружающую среду так, чтобы получать в результате благоприятные последствия для деятельности системы. И, в-третьих, ряд систем обладает таким свойством, при котором часть из выходов (результатов поведения) системы вновь воздействует на вход системы с тем, чтобы вызвать последующие выходы. Такие системы называются системами с обратной связью.

Искусственным системам присущи и некоторые особые свойства: совместимость или гармония, способность к оптимизации.

Система существует в некой окружающей среде. Эта среда во многом обусловливает поведение системы и ее особенности. Окружающая внешняя среда определяется как набор заключенных внутри конкретных пределов объектов, которые влияют на действие системы. Иными словами, окружающая среда есть совокупность всех объектов, изменение которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы. Из определения окружающей среды следует, что любая система может быть разделена на подсистемы. Объекты, принадлежащие одной подсистеме, с успехом могут рассматриваться как часть окружающей среды другой системы.

4. УПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Системы, которые обладают свойством изменять свое поведение, переходить в разные состояния под влиянием различных управляющих воздействий, называются управляемыми системами. В управляемых системах всегда присутствуют орган, осуществляющий функции управления, т. е. субъект управления (управляющая часть), и объект управления (управляемая часть).

На каждую систему с помощью множества внешних воздействий оказывает влияние окружающая среда. Эти внешние воздействия называют входными величинами (входными переменными системы), а элементы системы, к которым приложены входные воздействия, – входами системы. При решении задач управления выделяют два типа входных величин: управляющие воздействияXи возмущающие воздействия М. К управляющим воздействиям относятся такие величины, значениями которых можно распоряжаться при управлении системой и изменять их с целью осуществления движения в желаемом направлении. Возмущающие воздействия оказывают влияние на движение, и их в процессе управления нельзя изменять, а надо учитывать при выработке управляющих воздействий.

Предисловие

Важность и необходимость изучения теории организации в высших учебных заведениях России проявилась в результате транзитивности ее экономики в рыночные отношения. Теория организации занимает особое место в ряду дисциплин управленческих и других смежных экономических специальностей. В мире не было ни одного предприятия, ни одного учреждения, ни одного общественного объединения, в которых бы не использовались общие законы и принципы создания, развития и функционирования организации как единого целого. Следовательно, перед теорией организации встают задачи изучить социальные организации и взаимоотношения внутри этих организаций, а также их взаимосвязь с окружающей средой.
Теория организации рассматривается как один из фундаментальных элементов научной базы менеджмента. Организация представлена не только как инструмент достижения предпринимательских целей, но и как объект исследования. Анализируются основные положения, определения и смысловые варианты понятия «организация», методология научного исследования организационных процессов и организационных отношений. Организация рассматривается как система, представленная объективированной структурой, и как процесс, т. е. как функция управления. Особое значение придается самоорганизации.
Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, – ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.
В настоящем пособии изложены известные положения теории организации, а также результаты авторских исследований, частично опубликованных в научных изданиях. В соответствии с требованиями образовательного стандарта рассматриваются основные организационные законы и принципы. Авторы стремились, кроме того, уделить больше внимания перспективным и проблемным вопросам теории организации.
Значительное место отведено анализу самых известных организационных теорий (классических, неоклассических), а также представлений современных организационных направлений. Исследуются понятия, характеризующие структуру организации, основные принципы построения организационных структур, проблемные вопросы эволюции организационных структур и организации в целом как субъекта социокультурного процесса. Приводятся основные формы межорганизационной интеграции, рассматриваются представления организационной культуры как системообразующего фактора современной организации.
Изучение теории организации обеспечивает повышение не только качества теоретической подготовки, но и эффективности организаторской деятельности специалистов и руководителей, работающих в организациях различных отраслей и сфер рыночного хозяйства. Изучение курса «Теория организации» вооружает будущих менеджеров знаниями организационных законов и принципов, необходимых для формирования современного организационного мышления, практическими навыками.
Пособие составлено на основе лекций и практических занятий, которые читаются и проводятся авторами в Магнитогорском государственном университете.

Глава 1.
Основы теории организации

1.1. Теория организации и ее место в системе научных знаний

1.1.1. Теория организации как наука

Теория организации (в дальнейшем ТО) изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения) и отношения, возникающие внутри этих организаций, а также поведение организаций во внешней среде.
Организацию можно сравнить с живым организмом. В настоящее время организация приобретает все черты самостоятельного организма, борющегося за выживание и комфортное существование в условиях рынка.
Теория организации – это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей действительности (рис.1).

Рис. 1. Теория организации – наука

Теория организации занимает особое место в ряду учебных дисциплин специальности «Менеджмент организации». Каждый человек осознанно или неосознанно участвует в организационных процессах. Что касается менеджмента, организация (предприятие), с одной стороны, является средой деятельности менеджера, с другой стороны – организация (организовывание) выступает одной из основных функций управления (рис. 2). Организация как функция управления направлена на объединение человеческих, финансовых и материальных ресурсов.


Рис. 2. Организации как явление и как процесс

Теория организации является одной из управленческих наук, тесно связана с науками:
– естественными – так как теория организации является источником идей и организационного опыта, то она черпает множество сведений для осмысления общих организационных закономерностей из биологии, химии, физики;
общественными – особенно с системой социальных наук, оказывая положительное влияние на развитие теории социального управления, управление народного хозяйства, теорию государственного управления;
математическими – данные науки дают инструментарий для количественной оценки организационных связей и отношений.
Теория организации опирается на исследования в различных областях: социологию труда (теория мотивации и побуждение персонала к сознательному труду, учет соотношения стимулов и факторов удовлетворенности трудом, эффективности различных способов материального и морального поощрения), психологию (при оценивании роли личности в коллективе и поведения индивидуумов в процессе организационной деятельности), социальную психологию (закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их нахождением в социальных группах, психологическими характеристиками этих групп). Вклад в теорию организации внесла наука кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Связь теории организации с информатикой объясняется тем, что предметом и результатом труда управляющей части организации является информация (рис. 3).


Рис. 3. Связь ТО с другими науками

Следовательно, теорию организации следует рассматривать как комплексную научную дисциплину, впитавшую в себя достижения смежных общественных наук, в результате развития которой в науке сформировался широкий комплекс организационных дисциплин: организация предпринимательства, организация научных исследований, организация труда, организация производства, организация управления (рис. 4).


Рис. 4. Связь ТО со смежными науками

В основе всех организационных наук лежат общие законы, закономерности и принципы. Теория организации устанавливает общие для всех этих наук категории, развивает формы и методы организации и вооружает ими ученых. Теория организации непосредственно связана с целым рядом смежных дисциплин: организационное поведение, управление персоналом, стратегический, финансовый, производственный и инновационный менеджмент, управление качеством, маркетинг, логистика.
Итак, теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания, развития, функционирования и ликвидации организации как единого целого. Положения теории организации базируются на экономических законах и законах других наук: теории систем, кибернетики, теории управления, хотя она опирается на законы, которые присущи только ей.

1.1.2. Объект, предмет и методы теории организации

Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой понятийный аппарат, объект и предмет исследования (рис. 5).
Объект (явление, которое исследует наука) теории организации: социальные организации, т. е. организации, объединяющие людей.
Предмет (определяет то, чем занимается данная наука, что она изучает) теории организации: организационные отношения между работниками по поводу совместного труда, выражающие формы объединения людей и вещественных факторов производства, обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организаций и отношениями собственности, складывающиеся в организациях различного типа.


Рис. 5. Объект и предмет ТО


Рис. 6. Методы ТО

Методы науки теории организации – это упорядоченная деятельность по достижению определенной цели (рис. 6). К основным методам теории организации относятся:
– индуктивный (от единичного к всеобщему);
– статистический (количественный учет факторов и частота их повторяемости: исследование явлений с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений, что способствует нахождению устойчивых связей между организационными отношениями);
– абстрактно-аналитический (мысленное выделение существенных свойств предмета, отвлечение от частностей, что позволяет составить обобщенную картину изучаемого явления);
– сравнительный метод (подбор сходных организаций как объектов исследования для выяснения процессов изменения, динамики исследуемого явления).
Для решения конкретных задач наука использует системный подход (систематизированный метод мышления, в соответствии с которым процесс принятия и обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении ее множества подсистем, планов их развития, показателей и стандартов работ).

1.1.3. Функции теории организации

Теория организации (как наука и учебная дисциплина) выполняет наиболее важные функции:
познавательную – проявляется в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных явлений и событий);
методологическую – так как теория организации является комплексной, интегрирующей наукой и исследует организационные отношения на макро– и микроуровнях как системные образования, то представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих аспекты организационной деятельности);
рационально-организующую – обобщение опыта организационной деятельности, разработка оптимальных моделей организации и структур, определения социальных технологий;
прогностическую – позволяет предугадать организационные явления и события (рис. 7).


Рис. 7. Функции теории организации

1.2. Эволюция теории организации

1.2.1. Формирование и развитие теории организации

Теория организации как самостоятельная дисциплина выделилась из социологии (учение об обществе; наука изучающая общественные структуры, их элементы, социальные процессы), которая как самостоятельная наука сложилась в XIX в. и выделилась из философии (наука о наиболее общих закономерностях развития природы и общества, ориентированная на выработку взглядов на отношения человека с окружающим его миром).
Границы теории организации определяются комбинацией установленных признаков, что объясняется двумя противоположными подходами к описанию развития организации:
1) «закрытая – открытая система» – характеризует организацию как систему и отражает развитие управленческой мысли от механистического представления об организации (закрытое) к целостному (открытое). С начала XX в. до 1960-х годов проблемы организации решались с точки зрения закрытых систем. Вопросы деловой среды, конкуренции, сбыта и др., определяющие внешнюю для предприятия среду, не рассматривались. С развитием рынка стало очевидно, что внутренняя динамика организаций формируется под влиянием внешних событий, следовательно, теория организации начинает рассматривать организацию как открытую систему в единстве всех элементов, воспринимающих изменения во внешней среде и реагирующих на них.
2) «рациональное – социальное мышление» характеризует природу организации в направлении от рационального к социальному. «Рациональное мышление» означает, что существует ясная перспектива организации, а ее цели четко и однозначно определены, например, машиностроительное предприятие имеет целью получение максимальной прибыли от повышения эффективности производства, то высшему руководству остается только выбирать средства, которое ведут к достижению, т. е. принимаются только рациональное решения. «Социальное мышление» означает неоднозначность в определении целей и принятии конкретных решений по повышению эффективности производства.
С позиции отмеченных подходов выделяется четыре этапа развития теории организации (рис. 8):


Рис. 8. Этапы развития теории организации

1. 1900–1930 гг. – эра «закрытых систем и рационального индивида». Главные представители теории организации того времени: Макс Вебер, Анри Файоль, Фредерик Тейлор. Разработанный ими подход ориентирован на организационные и технические усовершенствования в организации путем повышения эффективности внутренних функций.
2. 1930–1960 гг. – период «закрытых систем и социального индивида». Группа теоретиков – Энтони Мэйо, Дуглас Макгрегор, Честер Бернард разработали вопросы управления закрытыми системами, опираясь на внутренние человеческие отношения и неэкономичесую мотивацию работников.
3. 1960–1975 гг. – период «открытых систем и рационального индивида». Основной вклад внесли Альфред Чандлер, Пол Лоуренс, Джей Лорш, сделав шаг вперед, рассмотрев организацию как часть системы более высокого уровня, и шаг назад, возвратившись к механистическим представлениям о человеке.
4. 1975 г. – настоящее время – «период открытых систем и социального индивида»: происходит возвращение к социальному мышлению, но в рамках открытых систем. Лидером современной теории организации является Джеймс Марч.

1.2.2. Основополагающие идеи теории организации

Ф. Тейлор (1911 г.) в своей фундаментальной работе «Принципы научного управления» определил принципы, которые составили основу классической теории организации:
разделение труда в широком смысле слова – и рабочий, и менеджер ответственен за какую-либо одну функцию;
функциональное руководство – замена власти одного мастера функциональной администрацией, каждый из которых дает указания рабочему в пределах своей компетенции;
измерение труда – измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»;
задачи-предписания – примерные инструкции по выполнению конкретных задач;
программы стимулирования – премия за производительность выше нормы;
мотивация – личная заинтересованность является движущей силой;
роль индивидуальных способностей – проводятся различия между способностями рабочих (работают за вознаграждение в настоящем) и менеджеров (ради вознаграждения в будущем).
Принципы организации А. Файоля для эффективной работы организации:
– четкие цели;
– один центр подчинения (единство управления) и один центр управления (единство контроля);
– использование «мостика» Файоля в цепи подчинения (^);
– равенство прав и обязанностей;
– рациональное разделение труда;
– определение ответственности за результаты труда;
– благоприятные возможности для проявления инициативы. Бюрократия (правление государственных служащих: точность, дисциплина, ответственность) М. Вебера, который разработал принципы построения идеальной структуры организации:
– определение задач и обязанностей каждого должностного лица на основе разделения труда;
– организация строится на принципах иерархии – строгом подчинении;
– деятельность организации регулируется на основе инструкций и правил, определяющих ответственность каждого;
– управление организацией исключает личные эмоции;
– назначение на должность основываются на квалификации и заслугах.
В результате проведения Хоторнского эксперимента Э. Мэйо на заводе фирмы «Уэстерн электрик» (1924–1927 гг.) получила развитие «школа человеческих отношений» и сделаны выводы, противоречащие концепции «рационального работника» (рабочие почувствовали к себе особое внимание как к участникам эксперимента, в результате чего повысилась производительность труда, а не из-за улучшения освещенности рабочих мест):
– разделение и нормирование труда не всегда ведут к повышению производительности;
– работники более отзывчивы к социальному влиянию равных им людей, а не к мерам контроля высшего руководства;
– менеджер должен быть профессионалом в человеческих отношениях – понимать потребности людей, выслушивать проблемы, уметь дать нужный совет, убедить принять перемены.
Ч. Бернард и целенаправленные организации: элементами организации являются и люди, и техника, и сосредоточение на одном не ведет к оптимизации. Суть его идей:
– кооперация – действенный способ преодоления физиологических и биологических ограничений, сотрудничество приводит к согласованным эффективным действиям;
– успех организации зависит от удовлетворенности ее членов;
– организации могут быть формальные и неформальные (как защита индивидов перед формальной);
– власть – это информационная связь (команда) – так как персонал решает, выполнять или не выполнять распоряжения.
Д. Макгрегор и теория×– теория Y. Книга «Человеческая сторона предпринимательства» посвящена вопросам практического управления: управляющий строит свое поведение с подчиненными в соответствии со своими личными представлениями о работниках и их способностях.
В соответствии с теорией×(прямое применение власти): каждому человеку присуще от природы нежелание работать, поэтому он избегает затрат труда, где это возможно; поэтому людей надо принуждать; люди стараются избегать ответственности и предпочитают быть ведомыми; больше всего люди желают личного спокойствия и нуждаются в защите.
В соответствии с теорией У (субординация как партнерство): затраты физических и духовных сил на работе столь же естественны, как при отдыхе – человек не отказывается от выполнения обязанностей; угроза наказания не является стимулом – люди наделены способностью к самоконтролю и самоуправлению; награда за деятельность соответствует выполненным задачам; творчество весьма распространено среди населения, но из-за высокоразвитых технологий скрыто (рис. 9).


Рис. 9. Основополагающие идеи теории организации

А. Чандлер в книге «Стратегия и структура» (1962) установил, что с изменениями стратегии компаний меняется и их организационная структура. Необходимость стратегических перемен диктуется требованиями внешней среды.
Дж. Томсон в книге «Организации в действии» (1964) выполнил теоретическое обоснование взаимосвязи окружающей обстановки и структуры организации, показав разницу между закрытыми (ориентированы на внутренние факторы) и открытыми организациями.
В 1967 г. исследование влияния внешней среды на организацию провели преподаватели гарвардской школы бизнеса П. Лоуренс и Дж. Лорш, результаты в книге «Организация и ее окружение»: они рассматривали организационные структуры и системы управления, сравнивая компании, имеющие лучшие результаты в динамичном бизнесе (производство специальных пластиков) с лучшими компаниями в стабильной, мало меняющейся отрасли (производство контейнеров). Установили, что фирмы, для которых характерна стабильность, используют функциональную схему организации и простые системы контроля. Напротив, лидеры в динамичном производстве имеют более децентрализованную форму организации и сложные системы управления. Полученные результаты стали основой для формирования концепции организации как открытой системы.
Р. Сайерт, Дж. Марч, Г. Саймон выдвинули концепцию «Организация как мусорная корзина» (модель нерационального принятия решений): лица, принимающие решения, не работают в условиях совершенного знания, отсюда возникает неопределенность, являющаяся нормальным состоянием дел. Эта модель применима к организационной структуре, известной как организованная анархия, пример: университеты, исследовательские организации (технологии неясны, текучесть кадров «пришел-ушел»).

1.2.3. Развитие современной теории организации

Современная теория организации развивается в трех направлениях (рис. 10):
1) ситуационный подход – не существует единственно правильного решения (каждому типу управленческой ситуации и решаемых задач соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, стратегия и структура);
2) экологический подход утверждает, что среди организаций выживает наиболее приспособленная, имеет место процесс естественного отбора и замены организации (эффективность организации определяется способностью выживать); роль окружающей среды абсолютна, менеджмент не оказывает особого влияния на способность к выживанию; так как ресурсы ограничены, то одни организации уцелеют, другие – прекратят существование (в современных моделях организационной экологии особое внимание уделяется механизмам, обеспечивающим структурные изменения в организациях);


Рис. 10. Направления развития современной теории организации

3) подход организационного научения – признание двух видов обучения: обучение по одинарной петле (обычное обучение персонала, повышающее способность организации достигать поставленные цели) и по двойной петле – это организованный процесс самообучения организации, который приводит к полному переосмыслению опыта организации и ее научению с помощью этого (гибкость организационной структуры и системы вознаграждений, свободный обмен информацией и опытом, благоприятный климат для развития и обучения персонала).

1.2.4. Современная организационная парадигма

Современная организационная парадигма связана с интеграцией областей человеческой деятельности, в том числе сближение теории организации, теории систем, теории управления (кибернетики), синергетики.
Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, т. е. организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система.
Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т. е. достижения определенного уровня ее организации.
Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.
Исследуя методы управления социально-экономическими системами с кибернетических позиций, можно показать, что при определенном развитии этих методов внешние критерии становятся частью системы управления. В этом случае выход системы замыкается, и она переходит в режим саморазвития. При этом цели перестают быть главными критериями управления. Такая система становится объектом исследования синергетики.
Наблюдается все более глубокое и продуктивное взаим-проникновение теории систем, теории организации, кибернетики и синергетики по мере их развития. Однако это обстоятельство создает проблему идентификации указанных наук. Анализ этой проблемы позволяет сделать предположение о продуктивности идеи создания единой организационной науки.
В конце 1980-х годов стала распространяться идея представления организации в виде системы бизнес-процессов (бизнес-системы), а управления ее деятельностью – как управление бизнес-процессами. Под бизнес-системой понимается система отношений внутри организации, в ее внешнем окружении, отрасли и на рынке.
В рамках бизнес-процессов организация представляется как динамическая система со своими входами и выходами. Внешние входы и выходы, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных бизнес-процессов (бизнес-процессов первого порядка). Вместе с этим внутри организации должны существовать потоки работ, обеспечивающие основные бизнес-процессы. Они также имеют свои границы, свои входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных проблем, решаемых организацией, и сама организация превращаются в систему принятия решений.

Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур. Теория организации изучает принципы, законы и закономерности создания, функционирования, развития и ликвидации организаций.

Теория организации наука об основных закономерностях жизнедеятельности организаций.

Любая наука имеет свой предмет исследования и определяет рамки (границы), в которых анализируются ее объекты. Теория организации не является исключением. Объект ее изучения - организация.

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах; совокупность организационных отношений, как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ. В целом, объект теории организации носит многоуровневый характер - от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предметом изучения ТО являются:

    анализ процессов, которые происходят в организационных системах;

    закономерности и проблемы развития организаций.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos - буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, имеющего определенные потребности и обладающего возможностями и способностями. Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы.

Метод теории организации - набор теоретических и логических принципов и категорий, а также научного инструментария для исследования системы организационных отношений.

Методы теории организации:

    Исторический – необходим для выявления причинно-следственных связей процессов и систем, а также определения:

    их первичности и производности;

    самостоятельности и зависимости;

    объективности и субъективности;

    природы происхождения и условия становления.

    смысл организационных отношений;

    практическое значение процессов происходящих в системах.

3.Структурный - направлен на определение:

* внутреннего строения процессов в системах;

* внешних форм их протекания.

4. Коммуникационный – ориентирован на выявление логики построения организационных отношений.

5. Прогнозный – состоит в получении на основе анализа прошлого и настоящего информации о будущем.

6. Комплексный – определяет место и роль каждого метода в изучении всей картины процессов и явлений. Он позволяет не упустить даже самый редкий сегмент возможных проявлений тех или иных процессов в организации. Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания об организации посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.

Теория организации достаточно тесно связана с экономической, политической и социальной жизнью общества. Она выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая .

1. Познавательная функция проявляется в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных явлений и событий.

2. Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией. В отличие от частных теорий, теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует организационные отношения на макро - и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой.

Законы-тенденции теории организации раскрывают более масштабные процессы становления, развития и функционирования организационных систем. Знание о них, является необходимым условием правильного подхода к изучению более частных, сравнительно узких законов-тенденций общественных систем. Теория организации представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельности.

3. Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности, как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и политических конфликтов.

5. Прогностическая функция позволяет заглянуть в «общественное завтра», предугадать организационные явления и события.

Поделиться: